Лекарство Набиуллиной оказалось хуже болезни
С начала 2014 года в стране разворачивается латентный банковский кризис
Антироссийские санкции угнетают нашу экономику меньше, чем политика российского Центробанка. В этом году ведомство Эльвиры Набиуллиной несколько раз повышало стоимость кредитов, объясняя это борьбой с инфляцией, с оттоком капитала и заботой о стабильности рубля. Но ни одна из этих целей не была достигнута – вывод капитала ускорился, инфляция выросла, рубль упал. А повышение ставки лишь усилило стагнацию. Таким образом, лекарство Центробанка оказалось хуже самих отечественных экономических болезней. Такой вывод опубликовали вчера авторитетные экономисты из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП).
В 2014 году ЦБ трижды повышал ставки по своим операциям, увеличив их почти в полтора раза. Так называемая ключевая ставка ЦБ была повышена с 5,5% в конце прошлого года до 8%. Такая политика, по замыслу руководства ЦБ, должна была снизить мотивацию к оттоку капитала и одновременно ограничить динамику денежной массы. В итоге ЦБ надеялся снизить давление на рубль и одновременно уменьшить инфляцию. Но, как известно, ничего подобного не произошло. А события развивались в прямо противоположном направлении. В результате «лекарство оказалось хуже болезни», отмечается в последнем отчете ЦМАКП.
Неудачи политики Центробанка, казалось бы, можно списать на войну – то есть на последствия украинского кризиса и введение антироссийских санкций. Однако эксперты считают, что влияние этих внешних факторов заметно ниже, чем негативные последствия действий ЦБ. Процентная политика Центробанка не смягчила замедление экономики, а также не предотвратила рост инфляции из-за падения курса рубля. По итогам года инфляция может подскочить до 8,5%, считают в ЦМАКП (в прошлом году официальный показатель инфляции составил 6,5%).
Повышение ЦБ процентной ставки резонирует с ухудшением внешней и внутренней конъюнктуры: заемщики столкнулись со снижением доступности не только внешних, но и внутренних займов. В стране нарастают неплатежи по кредитам. В отличие от прошлого года эти неплатежи теперь затрагивают не только долги населения, но и долги предприятий. Величина просроченной задолженности населения увеличилась почти на 50%, предприятий – на 15% к аналогичному периоду предшествующего года.
Самый негативный процесс – спад инвестиций. В прошлом году они снизились в стране на 0,2%, а по итогам 2014-го могут упасть больше чем на 4%. Одновременно ухудшается и без того неблагоприятная ситуация с достаточностью капитала банков, отмечают эксперты Центра. По их оценкам, с начала 2014 года в банковском секторе начался латентный кризис. «Этот кризис практически полностью обусловлен внутренними причинами. Влияние фактора секторальных санкций против России на развитие кризисных процессов в банковском секторе минимально», – отмечается в отчете ЦМАКП.
Даже при благоприятном сценарии – ослаблении санкций и высоких ценах на нефть (93–97 долл.) – перспективы отечественной экономики выглядят не слишком радужными. В следующем году в экономике будет отмечена рецессия с падением ВВП на 0,4%. При этом рубль будет ослабляться в 2015 году примерно такими же темпами, как и в 2014 году. Относительная стабилизация курса рубля возможна только в 2016–2017 годах, считают в ЦМАКП.
«Критика действий ЦБ абсолютно правильная. Ужесточая финансовую политику, нынешнее руководство ЦБ продолжает политику 90-х, которая так и называлась – «Центробанк против промышленности», – говорит директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. – Стремление нынешнего руководства ЦБ снять с себя ответственность за валютный курс и одновременно взять ответственность за инфляцию можно назвать параноидальным, поскольку инфляция у нас обусловлена произволом монополий, а ЦБ не имеет к ней почти никакого отношения». Но главная причина нынешней стагнации все же не в ставках ЦБ. «Экономика замедлилась до однопроцентного роста при относительно низких ставках», – напоминает Делягин. «Главная причина экономических проблем – наше государство, которое было создано как машинка для разграбления советского наследства и таковым по большому счету и продолжает оставаться», – считает Делягин.
Не совсем согласен с критикой политики Центробанка руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. «ЦБ обычно ругают за нехватку денег в экономике. Но там, где есть настоящий дефицит денег, там не бывает оттока капитала. А если из нашей страны уходят деньги, то значит, они не находят здесь себе применения. Поэтому нужно искать причины ухудшения инвестиционных условий и исправлять их», – полагает Гурвич.