Саратовская аномалия
За переделом строительного бизнеса в Саратовской области, возможно, стоят представители местных силовых структур. В желании контролировать серьезные бюджетные потоки они даже идут на союз с криминалом
В славном волжском городе Саратове разгорается космических масштабов скандал. Его предметом стала городская набережная. Точнее, не сам приволжский променад, а качество строительных материалов, использованных при реконструкции. Ну и масштаб освоенных бюджетных средств «нужными людьми», соответственно.
История эта началась давно. Глобальный проект по реконструкции набережной города Саратова три года назад достался ЗАО «Саратовгэсстрой». За это время компания сделала три участка, получив из бюджета за свои услуги 157,6 млн рублей. Еще 158 миллионов были получены, но не израсходованы, потому что последние работы провели еще год назад. А этим летом саратовцев ожидало большое разочарование: новая набережная начала периодически…проваливаться. Возник вопрос: как же и с каким качеством будет вестись строительство новой очереди набережной, которая обойдется бюджету в 1 млрд рублей? Всего же планировалось обустроить 8 километров волжских берегов.
На жалобы горожан и обращения СМИ оперативно отреагировала местная Счетная палата, которая тут же установила, что 113,6 млн рублей из всей этой суммы потрачены не по целевому назначению. Но, как говорится, дьявол скрывался в деталях.
ЗАО «Саратовгэсстрой» не впервые становится участником громких коррупционных скандалов. По результатам проверки в 2010-2011 годах было установлено, что эта компания из г.Балаково, являющаяся одним из крупнейших бюджетополучателей в области, тоже нецелевым способом израсходовала почти 117 млн рублей. Однако через год, в ноябре 2012-го, уголовное дело за №408746 было закрыто. Почему? Ведь и потом, вплоть до лета 2014-го, ее уличали в подтасовках при выполнении различных строительных работ, осуществляемых за бюджетные деньги. Так, уже в июле этого года управление Следственного комитета по Саратовской области выявило факты сговора между чиновниками администрации Балаково и руководством ЗАО «Саратовгэсстрой». Компания получила деньги за проведение работ по ремонту дорог, однако сами работы выполнены не были.
Необъяснимые, на первый взгляд, трансформации в деле «Саратовгэсстроя» имеют вполне земные основания. До 2011 года компания во главе с Александров Владимировичем Шалабановым была одним из передовиков местного стройкомплекса. Понятно, что ее благополучие строилось за счет тесных связей с чиновниками, курировавшими в регионе строительство и обеспечивавшими выгодные контракты. Тем более, что в числе учредителей структуры были экс-депутат Саратовской областной думы Леонид Мажаров, экс-глава комитета управления имуществом правительства области Александр Бовтунов и замдиректора Балаковской АЭС, зампредседателя Саратовской областной думы 4-го созыва Михаил Кискин. В частности, упомянутое уголовное дело было возбуждено из-за того, что комитет капитального строительства области в лице министра Анны Антоновой заключил завышенный на 800 млн рублей договор с фирмой «Саратовгэсстрой» на сумму 2,2 млрд рублей.
С уходом с поста губернатора Павла Ипатова у компании начались трудности. И немалую роль, по мнению местных экспертов, сыграли саратовские силовики, действующие и отставные, заимевшие виды на эту строительную структуру. И начался банальный рейдерский захват. Собственно, и уголовное дело о нецелевом использовании средств было его составной частью. Конечной целью, как обычно, смена руководства компании.
Накануне 8 марта 2012 года в офисе «Саратовгэсстроя» была произведена выемка документов в рамках «уголовного дела по факту нецелевого расходования бюджетных средств на сумму 116,7 млн рублей должностными лицами Комитета капитального строительства области по объекту «Реконструкция берегоукрепительных сооружений Волгоградского водохранилища в районе г. Саратова от ул. Бабушкин Взвоз до ул.Б. Садовая».
Затем на предприятие обрушились массированные проверки Гострудинспекции по Саратовской области. Инспекторы установили факт систематической задолженности по заработной плате (впрочем, на момент последней проверки она составляла всего 5 241 200 рублей). За это Шалабанову грозила дисквалификация сроком на 1 год.
Не дожидаясь дальнейших действий и под давлением обстоятельств Шалабанов должность сдал, от акций отказался, хотя и остался советников генерального директора. Новым главой компании стал некий Алексей Панагушин. Бизнес перешел в руки скандально известного местного бизнесмена Геннадия Умарова, а также бывшего прокурорского работника Павла Канавичева. Первый из компаньонов известен в Саратове как ранее судимый за мошенничество владелец одного из крупных развлекательных заведений областного центра «Бульвар». Что же касается господина Канавичева, то этот «новоявленный бизнесмен» ранее носил погоны и занимал ответственные должности заместителя прокурора в Волжском районе Саратова и первого зампрокурора Энгельса. На какой почве столь разные компаньоны сошлись в общем деле, остается только догадываться.
Правда, в городе сильно сомневаются, что Умаров и Канавичев являются настоящими и конечными владельцами ЗАО. По широко распространенному мнению, «Саратовгэсстрой» стал бизнесом, к которому имеет отношение ряд высокопоставленных сотрудников правоохранительных структур. И вполне возможно, что они намерены расставить своих, управляемых людей на все ключевые посты, в том числе в области, обеспечивающие получение многомиллионных заказов.
Иначе чем объяснить следующую комбинацию. В августе прошлого года глава регионального комитета капитального строительства Александр Сурков предупреждает ЗАО о том, что договор на проведение работ по строительству набережной продлен не будет. Далее против чиновника разыгрывается классическая провокация – Панагушин приезжает к нему с коньяком и конвертом с 7,5 млн рублей. В момент вручения «подарка» происходит задержание.
Что характерно – на судебных заседаниях ни один свидетель, начиная от бухгалтера «Саратовгэсстрой» и заканчивая участниками местного стройкомплекса, не сказал о том, что со стороны Суркова были хоть какие-то поползновения на тему взятки. Более того, они подтвердили, что чиновник никогда не создавал искусственных препятствий структуре Панагушина. Выходит, его нужно было просто вывести из игры? Причем любыми путями? И еще один маленький штришок: сегодня Панагушин взят под программу государственной защиты. Представляете себе масштабы «дела» и аппетиты тех правоохранителей, кто пошел на такой шаг и без каких-либо серьезных оснований решил защитить этого, совершенно формально нужного человека?
Наши подозрения подтверждает и реакция местного УЭБ и ПК на заявления о работе «Саратовгэсстрой». Проверяющий от этой структуры Евгений Кузин, которому предъявили рассыпающийся в руках бетон, взятый с набережной (вы можете представить себе такое?), «на голубом глазу» заявил, что ничего серьезного в этом нет и что подрядчик «выполняет свои гарантийные обязательства». На то, что плотность бетона у новых владельцев компании стала в 3 (три!) раза меньше положенного, Кузин внимания не обратил. И правда, если «сверху» дали команду «не обращать», значит, зачем задавать неудобные вопросы.
Но вопросы непременно будут. Потому что с подачи того же Алексея Панагушина начался «наезд» на активы, принадлежащие саратовскому НВК-банку (подконтролен участнику списка Forbes Владиславу Бурову), имеющие отношения к девелоперскому бизнесу. Так что схема передела собственности в регионе с неизвестными пока инициаторами простраивается довольно серьезная.
А пока саратовские СМИ тщетно пытаются получить комментарий от представителей компании. За последний месяц они несколько раз направляли запросы и пытались в ежедневном режиме дозвониться до директора компании. Алексей Полагушин трубку упорно не брал. Терпение местной общественности, в виду абсолютного бездействия и попустительства региональных властей, иссякло. Сегодня областной «Общественный комитет по противодействию коррупции» направил письмо в адрес Генерального прокурора РФ Юрия Чайки, главы ФСБ Александра Бортникова, главы Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина с просьбой принять меры прокурорского реагирования как по поводу ненадлежащего качества работ, фактов хищения денежных средств и преднамеренного банкротства «Саратовгэсстрой», так и по фактам бездействия силовых структур, не желающих по понятным причинам изучать «грязное белье» этой компании. Смогут ли федеральные силовики сработать по закону или в очередной раз рядовой россиянин поймет, что «у них» даже в бизнесе «бывших не бывает» и что «своих» «они» не бросают никогда. Даже при совершении преступлений.