Логика санкций — отрезать хвост по частям
В ответ на отключение российских банков от SWIFT следует запретить писателя Дж. Свифта
Евросоюз готовит новый пакет санкций в ответ на эскалацию российского военного присутствия на востоке Украины. В понедельник Reuters сообщило, что обсуждается запрет европейским инвесторам покупать российские гособлигации. Альтернативный вариант — отключить страну от системы международных платежей SWIFT, как Иран.
Каждая из санкций против России, взятая по отдельности, не кажется страшной. Запрет на покупку суверенных бондов — логичный шаг после отключения госбанков от кредитов. Но России сейчас не нужно увеличивать внешний долг. Бюджет на 2014 г. сверстан с профицитом в 0,4% ВВП (279 млрд руб.). По итогам января — июля он более чем в 4 раза выше: 1,7% ВВП (675 млрд руб.). С прошлого сентября Россия евробондов не размещала. Госдолг крайне мал ($54,6 млрд) и за этот год должен снизиться на $4-5 млрд.
Отключение от SWIFT неприятнее — аналитик Saxo Bank вчера назвал его «экономическим вариантом ядерного оружия». Это сильный удар по ликвидности, по быстроте и объему финансовых транзакций между Россией и миром. Он сильно затруднит расчеты и переводы между российскими банками и иностранными контрагентами.
Но не сделает их невозможными. Расчеты можно проводить через банки из стран, которые не ввели санкции, через клиринговые центры. Или, как это делали до создания SWIFT (по сути, система для передачи защищенных финансовых сообщений), — электронной почтой, телефоном, телексом. Да, отвыкли. Да, очень неудобно. Да, выкинули телеграф на помойку. Но за допуск к благам современной финансовой системы надо платить культурным поведением на мировой арене. Не умеешь пользоваться приборами — ешь без приборов.
Каждая отдельная санкция не кажется убийственной. Но этого и не предполагается. Сегодня запретили есть салат оливье. Ерунда, мы делаем это всего раз десять в год. Завтра — копчености. Ничего, жить можно. Послезавтра — зелень, а потом — морепродукты. Незаметно расширяющиеся запреты охватывают все меню. И пациент готов, т. е. вполне изолирован.
Россия не смолчит. Может запретить импорт автомобилей или иностранных фильмов. А если Европа сама не решится отказаться от российской водки, икры и алмазов — лишить этого принудительно. Каждая такая санкция эффективно работает в обе стороны и может трактоваться как победа любой стороны. Конечно, поставщикам-экспортерам неприятно. Но с учетом сравнительного размера экономик России и ее оппонентов любая мера, кроме прекращения экспорта газа, сильнее бьет по нам, чем по Западу.
А еще можно запретить Джонатана Свифта, изъять из школьной программы и сжечь. Ведь среди важнейших поводов, вызывающих войны, он называл «честолюбие монархов, которым все бывает мало земель или людей, находящихся под их властью», желание «заглушить жалобы подданных на дурное управление» и «различие мнений». Еще повод к нападению — внутренние раздоры у врага. А если какой-нибудь город ближайшего союзника расположен удобно для нас или кусок его территории округлит и завершит наши владения, то война вообще признается справедливой. Ну как такого не запретить?
Источник - "Ведомости"