«Я б в информаторы пошёл, пусть меня научат»...
Инженеры, пенсионеры, инвесторы и работники сферы услуг помогают Комиссии по ценным бумагам и биржам США выявлять финансовые и корпоративные нарушения
Что общего у 138 инженеров, «королевского должностного лица», нескольких пилотов и пастора? Они все считают, что обладают фактами о предполагаемом финансовом мошенничестве.
Также они входят в число более чем 6500 человек, которые делятся с Комиссией по ценным бумагам и биржам США (SEC) конфиденциальной информацией в рамках программы осведомителей. Эти данные The Wall Street Journal получила в ответ на свой запрос в соответствии с Законом о свободе информации.
SEC запустила соответствующую программу в середине 2011 г. с целью выявления нарушений в компаниях. Осведомителям SEC предлагает до 30% от суммы, вырученной с использованием их информации (размер суммы должен превышать $1 млн). Аналогичные программы действуют и в других ведомствах, например в Налоговом управлении США.
Потенциально щедрое вознаграждение привлекло в SEC осведомителей из 68 стран. Из них 3600 указали свою профессию или род занятий. Больше всего заявлений о нарушениях подали пенсионеры — 365, на втором месте — инвесторы (290). Замыкают тройку наиболее активных информаторов инженеры.
Но информаторы у SEC есть во всех слоях общества. В том числе механик, продавец антиквариата, докер, две «бывшие жены» и ветеринар. Также в их число входят нынешние и бывшие военные, работники сферы услуг и развлечений. Последних достаточно, чтобы заставить топ-менеджеров компаний задуматься о том, что они говорят в ресторанах, барах, отелях и такси. Кроме того, по меньшей мере 42 раза информацией делились топ-менеджеры и члены советов директоров.
Представители SEC говорят, что довольны качеством предоставляемой информации, а пустячные заявки не нарушают работу системы. Хотя изначально были такие опасения. «Я подготовился к тому, что нас завалят чепухой», — говорит Шон Маккесси, директор подразделения SEC по работе с осведомителями.
Благодаря программе в пяти расследованиях с помощью информации восьми осведомителей регулятору удалось собрать более $150 млн в виде штрафов и компенсаций. В результате информаторы заработали более $15 млн, причем $14 млн досталось одному из них. Он предоставил доказательства вины 30-летнего жителя Чикаго Аншу Р. Сетхи, который предположительно обманул 250 инвесторов, в основном китайских. В марте окружной суд США вместе с SEC постановил вернуть инвесторам активы стоимостью $147 млн. Сетхи и две связанные с ним компании ни признали, ни отрицали обвинения. Адвокаты Сетхи не ответили на телефонные звонки.
По другому делу в июле, касающемуся «сложной области рынка ценных бумаг», два неназванных осведомителя получили в общей сложности $875 000. По словам Маккесси, скоро эти цифры будут расти, так как «огромное число» фактов скоро приведут к новым расследованиям, штрафам и вознаграждениям.
Чтобы поделиться информацией, осведомителю необходимо просто зайти на сайт SEC, заполнить шестистраничную форму или онлайн-анкету. Информаторов просят предоставить основную информацию о себе, детали предполагаемого преступления и доказательства, которые у них могут быть. Если SEC сочтет, что федеральные законы о ценных бумагах были нарушены, источник достоверный и необходимо действовать, следователь свяжется с осведомителем и проведет несколько бесед. Но этот процесс занимает годы и часто оказывается тщетным.
«Год назад руководитель подразделения по работе с осведомителями позвал нас, чтобы сказать: «Спасибо за помощь Америке. Ваше дело дошло до самого верха. Но могу сказать лишь то, что по усмотрению прокуратуры мы решили его не продолжать», — говорит один информатор из индустрии ценных бумаг. Он был одним топ-менеджером хедж-фонда, который во многих операциях выступал контрагентом крупного американского инвестбанка. По его словам, изменение банком условий ряда контрактов должно было привести к существенному убытку одной его забалансовой структуры, в результате чего банку пришлось бы пересматривать прибыль. «Сначала моей мотивацией было получение вознаграждения, — отмечает он. — Я был свидетелем банковского мошенничества во время кризиса 2008 г. Нужно было исправить и это, и деятельность банка. В последнем я по-прежнему уверен, несмотря на то, что не получу вознаграждения».
SEC отказывается комментировать какую-либо информацию от осведомителей. Но судя по потоку заявок, значительное их число ничем не помогает регуляторам. У пенсионеров больше свободного времени, чем у работающих, они также могут настучать на бывших работодателей, не опасаясь наказания. Кроме того, пенсионеры чаще других категорий граждан становятся целями и жертвами мошенников, поэтому они склонны чаще предупреждать власти, утверждает Джеймс Рэтли, гендиректор Ассоциации дипломированных специалистов по расследованию мошенничеств из Техаса. Ведь у пенсионеров нет времени, как у молодых людей, чтобы восстановить свои сбережения в случае мошенничества, поясняет Рэтли.
На первый взгляд может показаться, что инженер вряд ли станет информатором, но во время учебы они привыкли к честности, добросовестности и устранению ошибок, говорит Норман Фортенберри, исполнительный директор Американского общества инженерного образования. «Это основа нашего этического кодекса», в котором говорится, что инженеры «должны заботиться о защите здоровья, безопасности и благосостояния общества», отмечает Фортенберри.
Индустрия развлечений для взрослых, в свою очередь, работает по другому кодексу. У проституток конфиденциальность священна, говорит Деннис Хоф, хозяин нескольких легальных борделей в Неваде. По его словам, деньги не могут стать главнее этого. Любая из его сотрудниц будет уволена, если раскроет конфиденциальную информацию о каком-то из клиентов борделя. По словам одной из них, клиенты, в том числе из финансовой отрасли, постоянно делятся непубличной информацией. Она даже как-то поинтересовалась у Хофа, стоит ли делать какие-либо инвестиции, полагаясь на такую информацию. Но они решили, что это было бы неблагоразумно.
Одним из самых активных осведомителей SEC стала Иветт Барбара Болдуин, которая подала минимум 10 заявок. В графе «род занятий» у нее указано «королевское должностное лицо»; это, по ее утверждению, относится к «иранским, китайским, турецким и греческим королевским династиям, а также еврейским». Она подала ряд жалоб, касающихся ее самой, в том числе против консорциума банков, которые она обвиняет в сокрытии крупного наследства, якобы принадлежащего ей по праву рождения.
Источник - The Wall Street Journal; Перевел - Алексей Невельский