Как украсть «Добролет»
На должность главы аэрофлотовского лоукостера назначен фигурант уголовного дела. Андрей Калмыков обладает большим опытом в сфере частно-государственного партнерства по вопросам предоставления исключительных льгот и преференций своим личным компаниям
У каждого более-менее энергичного человека есть мечта. Имя этой мечте - свой свечной заводик. Тогда можно не зависеть от работы, начальства и жизненных обстоятельств. И не думать о хлебе насущном.
Кто-то строит заводик своими силами, на наше государство совсем не полагаясь – дураков и наивных почти уже нет. А кто-то – за счет государственной, то есть нашей с вами, собственности. Тут и начального капитала не надо и бизнес-плана тоже. Знай себе ловчи, осваивай правильным образом бюджет. Все равно за это никакого наказания не будет.
В число таких ловчил попал фигурант громкого уголовного дела, а по совместительству топ-менеджер «Аэрофлота» (чувствуете прилив гордости за страну?), Андрей Калмыков. Сегодня он возглавляет аэрофлотовский лоукостер «Добролет». Об этом проект шумели и шумят очень много. Например, на днях, как о мировой сенсации, рассказали о том, что на рейсы этой компании продано аж 4 000 билетов до Симферополя. Правда, охать и ахать тут не приходится. Согласно официальным данным, в 2013 году лишь 10% от общего числа отдыхавших в Крыму воспользовались услугами авиаперевозчиков. 30% россиян предпочли добираться поездом, а остальные – на автотранспорте. На самолетах слетало не более 100 000 наших соотечественников. Так что вряд ли в настоящих условиях пяток лайнеров «Добролета» сможет переломить ситуацию и заменить ж/д составы и автомагистрали.
Но дело здесь даже не в глобальной политике и изменении маршрутов и объемов доставки туристов. Главная проблема «Добролета» - это проблема кадровая. И главный кадр – гендиректор Андрей Калмыков.
Мало кто знает, но на проект лоукостер «Аэрофлот» поначалу пригласил профессионала – бывшего главу Avianova Владимира Горбунова. Он руководил процессом на самом сложном этапе, с лета 2013 года – когда надо было решать вопросы маршрутов, наполнения парка ВС. С поставленной задачей Горбунов справился, но затем его внезапно заменили на Калмыкова. Понять логику действий главы «Аэрофлота» Савельева несложно – на главных потоках всегда должен стоять свой, карманный человек.
Андрей Калмыков представляет собой типичную фигуру менеджера госкомпании, сделавшего свой личный бизнес (свечной заводик) за счет государства. И доказательств этому искать не надо – в 2013 году в «Аэрофлоте» разгорелся громкий скандал, в результате которого Калмыкова отстранили от должности. Отстранили, правда, временно – чтоб успокоить общественное мнение. Расставаться с нарушителем УК глава «Аэрофлота» явно не спешил.
Формулировки уголовного дела толкований не имеют: «Андрей Калмыков отстранен от должности на время следствия в рамках уголовного дела, возбужденного Московским межрегиональным следственным управлением на транспорте Следственного комитета Российской Федерации по факту нанесения существенного вреда правам и законным интересам ОАО «Аэрофлот» и государства». Что же такого наделе будущий неожиданный глава «Добролета»?
В «Аэрофлоте» Андрей Калмыков появился весной 2010 года. Бывшего советника министра транспорта, о котором никто ничего не знал, поставили на сладкую должность коммерческого директора. Инициативы нового менеджера сильно удивляли членов совета директоров, и это не удивительно – до прихода в Минтранс Андрей Калмыков руководил собственной, и достаточно известной, турфирмой «Санрайз». Той самой, основной бизнес которой был заточен на Турцию.
Пробившись в смутном 2008 году в Минтранс, Калмыков понимал, что, по формальным признакам, он должен «развестись» со своим бизнесом. Но мы-то знаем, что так не бывает! И Калмыков лишний раз подтвердил общее правило. Он переоформляет права собственности учредителя во всех компаниях, входящих в состав «Санрайз» на… своих родственников. В марте 2008 года учредителем ООО «Санрайз аудит сервис» становится его жена Оксана Калмыкова, в мае активы ООО «Санрайз эссет менеджмент» переходят во владение матери бизнесмена Евгении Калмыковой, а в сентября Оксана Калмыкова становится еще и владелицей ООО «СанЭкспрессТрэвэл». Все эти изменения любой желающий может проследить в ЕГРЮЛ и базах Росстата – Калмыков даже не захотел использовать многоходовки с оффшорами. Гендиректором всей структуры становится некий Дмитрий Мазуров, который полтора года спустя с пеной у рта будет доказывать коллегам по турбизнесу, что Калмыков ну никак не лоббирует интересы этой компании.
Кто-то, может быть, скажет: ну и что, родственники-то причем? Оно, конечно так, но, вот, папа супруги, Юрий Фадеев, в начале 2000-х успешно «потрудился» в руководстве «Аэрофлота», и до 2005 года был даже членом совета директоров тогдашней «дочки» «Аэрофлота» – компании «Аэрофлот-Норд». Правда, свои финансовые успехи он, как и его дочь, старался не афишировать – за 2000 год заявил доход всего 235 000 рублей (7700 USD по тогдашнему курсу). Оксана же Калмыкова (Фадеева), трудясь в поте лица в «Санрайзе» за 1999 год заработала всего… 100 долларов, а ее супруг – 130 USD. При этом, согласно данным ГИБДД, Андрей Калмыков покупал не самые дешевые машины: BMW-735, BMW-518i и BMW -525XI.
При этом, выручка туристической компании «Санрайз» в 2008 году составила 23,5 млн рублей, а в кризисном 2009 году отчего-то увеличилась более чем в два раза – до 54,4 млн рублей. Правда, сам Калмыков в это время уже трудился в Минтрансе и якобы не имел к миллионам никакого отношения. Но так ли это? Вопрос надо задать компетентным органам.
Следователи вменяли Калмыкову в вину то, что он, занимая руководящие должности в «Аэрофлоте», предоставлял преференции туристическим компаниям «Санрайз тур групп» и «Санрайз тур», которые были записаны на его жену и мать. В 2010 году уже не только «Санрайз» охвачен заботой Калмыкова – победителем электронных торгов с завидной регулярность становится партнер «Санрайза» по чартерным перевозкам, компания «Пегас туристик». Чуть позже наблюдаются «случайные» совпадения на кипрском направлении. «Аэрофлот» ввязывается в тяжбу с «Трансаэро», поскольку не желает допускать никого в сегмент чартерных рейсов на Кипр. При этом начало конфликта странным образом совпадает с открытием кипрского направления для… «Пегас туристик».
Ставя сегодня Калмыкова на «Добролет», руководители «Аэрофлота» на полном серьезе говорят, что это шанс реабилитироваться(?) за вышеизложенные обвинения. Мол, справится с проектом, значит – молодец. И нечего на нашего Андрея гнать всякую там волну! Налицо парадокс: уголовное дело в отношении топ-менеджера спускается на тормозах, а вместо наказания ему предоставляют новую синекуру, на которой он вполне может финансово порезвиться.
Думаю, что в ближайшем будущем, по привычке, Калмыков закроет крымское небо для других компаний и направит поток госдотаций на перевозку людей в карман «Добролета» (читай – свой). А правоохранители в очередной раз молча проглотят такое хамство. Или же у них хватит смелости и принципиальности, чтобы обсудить с Калмыковым основные положения статьи 169 УК РФ?