Таможня как тормоз экономического развития
По следам журналистского расследования деятельности руководителя ФТС Андрея Бельянинова
С вниманием и интересом прочитал статью известного журналиста-расследователя Марата Хайруллина «Таможня не отдает добро» в газете «Наша версия» о коррупционной империи руководителя Федеральной таможенной службы Андрея Бельянинова. Статья острая, убедительная и основанная на солидной фактологической базе. В ней говорится о том, как этот изворотливый чиновник саботирует указание Президента России о ликвидации ФГУП «РОСТЭК». За время своего пребывания на столь «сладкой» должности господин Бельянинов создал классическую вертикально-интегрированную систему коррупции, когда взятка с нижнего уровня с «откатами» идет на самый верх – чтобы руководство закрывало глаза на то, как воруют чиновники среднего и нижнего уровня. Это не единственная коррупционная система такого рода. В России эффективно организованной коррупцией никого не удивишь. Проблема же Бельянинова состоит в том, что созданный им Российский таможенно-эксплуатационный комплекс (РОСТЭК), основа упомянутой вертикали коррупции, стал явственно тормозить поступательное движение к интеграции торгового пространства Росси и других стран Таможенного Союза. Марат Хайруллин четко и доказательно это показывает. Вместо того, чтобы быстро, без бюрократических проволочек, а главное – без непосильных для коммерсантов поборов – оформлять таможенные документы прямо на пересекаемой границе (или вблизи нее), тысячи тяжелогруженых фур с товаром тянутся к Москве. За годы своей деятельности команда Бельянинова деформировала транспортно-логистическую инфраструктуру России, стимулировав ее сверхцентрализацию, и тем самым, резко снизив транспортную связность (то есть пропускную способность в единицу времени). Автор статьи приводит данные Счетной палаты, согласно которым в 2005 году 30 процентов грузов обрабатывались на границе, и согласно принятой правительством Концепции развития таможенной службы к 2010 году уже 80 процентов товаров должны были растаможиваться на границе. А Бельянинов, ставший руководителем ФТС, переменил вектор развития таможни. В 2011 году на границе обрабатывались только 15 процентов товаров. Все остальные товары следуют на десятки созданных бельяниновцами крупных логистических центров, кольцом окруживших Москву.
Это лишь одна сторона «коррупционного» дела. Чиновникам ФТС и аффилированным с ними коммерсантам ФГУП «РОСТЭК» так работать удобно – не нужно далеко отъезжать из их московских офисов. А то, что подобная постановка дела противоречит интересам бизнеса и в целом для государства, они в расчет не берут.
Фантастичны размеры доходов деятелей из «РОСТЭКа». В федеральный бюджет в 2008-2009 годах этой империей было перечислено всего по 6 миллионов рублей. А по итогам прочерки Счетной палаты чистая прибыль «РОСТЭКа» составила 117 и 330 миллионов рублей соответственно.
Сердюков отдыхает на фоне настоящего грабежа, учиненного командой Бельянинова. Трудно подсчитать, насколько возросли цены на импортные товары, ввозимые в Россию со всех концов света. Эксперты правительства ломают голову, как снизить темпы инфляции, стимулировать экономический рост, но их старания напрасны. Пока Бельянинов и его детище «РОСТЭК» тормозят и неоправданно удлиняют транспортные потоки, кладут в свой карман выручку от таможенных услуг, косвенно взвинчивают цены на ввозимые в Россию товары самого широкого ассортимента, говорить об оживлении экономики, о росте товарооборота между странами Таможенного союза бессмысленно.
В статье Хайруллина приводятся и другие факты и документы, свидетельствующие о громадном ущербе, нанесенном командой Бельянинова нашей стране. Его ближайший соратник Александр Романов, курировавший «РОСТЭК», вообще должен бы находиться в СИЗО. Он давно уже находится под следствием, также как и ряд других соратников Бельянинова. Но негласная солидарность коррупционеров и телефонное право следствие тормозят и фигурантов уголовных дел от тюрьмы уберегают.
На сколько мне известно, несколько лет назад, в бытность нынешнего Президента на премьерском посту, Бельянинов был у него на докладе. Докладывал, докладывал, а потом не выдержал и брякнул:
- Хорошо было бы, если бы таможня могла хоть полдня на себя поработать!
На что Владимир Путин ему ответил, что так даже шутить не надо.
А Бельянинов, судя по всему, и не шутил. Он с самого начала своей «трудовой» деятельности на посту руководителя ФТС работал исключительно на себя. Может, действительно пора главе государства и власть употребить?
Владимир Прохватилов, Президент Фонда реальной политики