Москву обложили сухими дровами
Чиновники опасаются аномальных пожаров
Летом 2013-го столица снова рискует оказаться в облаке едкого смога, причем ущерб от лесных пожаров в Подмосковье даже может быть серьезней, чем во время аномальной жары в 2010 году. Рослесхоз и Московская область предупреждают об огромных площадях, поврежденных жуком-короедом, и сухих деревьях, которые могут загореться от одной спички. При этом убрать всю древесину власти не успевают, несмотря на выделенное финансирование в размере 1 млрд руб. Экологи говорят, что ситуацию усугубляют и горелые деревья, не убранные с 2010 года.
По данным комитета по лесному хозяйству Московской области и МЧС, сегодня в связи с "повышением дневных температур воздуха" высокий уровень пожароопасности ожидается в зонах торфяных месторождений в Луховицком, Егорьевском, Орехово-Зуевском, Шатурском и Сергиево-Посадском муниципальных районах. Как заявили в комитете, по области уже введен 4 класс пожарной опасности (из 5 возможных).
Пока что количество очагов возгорания невелико: всего с начала пожароопасного сезона их возникло 13 — общей площадью чуть меньше 4 га. Тем не менее власти бьют тревогу. Накануне начальник ФБУ "Авиалесохрана" (подразделение Рослесхоза) Андрей Калинин предупредил, что ситуация с пожарами в Мособласти может быть крайне серьезной. "В этом году регион Подмосковья подвержен аномальным климатическим условиям,— заявил он.— Среднесуточная температура по долгосрочным прогнозам будет превышать средние показатели. Безусловно, вероятность пожара очень высока. Запас сухой древесной растительности может спровоцировать ситуацию хуже, чем в 2010 году. Наша задача — не допустить этого".
Как пояснили в Рослесхозе, запас сухой древесины в Подмосковье составляет примерно 21 тыс. га, при этом большая часть деревьев погибла из-за эпидемии жука-короеда. Заражены еще 19 тыс. га деревьев, которые потенциально также могут превратиться в сухостой, и с ними надо срочно что-то делать. По данным комитета Мособласти по лесному хозяйству, общий объем пораженной древесины (сухой и поедаемой жуком) составляет около 43 тыс. га; к середине лета общий объем может вырасти до 60 тыс. га.
Напомним, что летом 2010 года из-за аномальной жары на европейской части России в 22 регионах сгорело 1,2 тыс. домов и погибло 53 человека. Только в Московской области от пожаров пострадало 20 тыс. га леса. В августе вся Москва оказалась в смоге, в результате чего многие горожане испытывали проблемы со здоровьем. После этого была принята программа по обводнению 76 тыс. га подмосковных торфяников, которую власти пообещали выполнить к октябрю 2013 года (осталось залить водой 15 тыс. га болот).
Источник, близкий к Минприроды, рассказал, что еще в 2012 году все полномочия по уборке мертвых деревьев и борьбе с эпидемиями насекомых были переданы Московской области. По данным "Коммерсанта", финансирование, выделенное на эти цели, составило около 1 млрд руб., однако работы до сих пор не выполнены. "Пораженная жуком и сухая древесина скопилась еще с 2009 года, и до создания комитета по лесному хозяйству в 2012 году этой проблемой практически никто не занимался,— рассказали "Ъ" в комитете.— Ежегодные набеги короедов увеличиваются в масштабах из-за роста хозяйственной деятельности в регионе. По утвержденным планам в этом сезоне должно быть убрано 7,8 тыс. га древесины. Все эти деревья нельзя использовать для производства, поэтому фирм, желающих заниматься исключительно вырубкой, не так много".
Подмосковные власти разделяют опасения "Авиалесохраны". "В 2011 году гореть фактически было нечему,— заявили в комитете по лесному хозяйству Мособласти.— В 2012-м было холодное лето, поэтому зарегистрировали всего 58 пожаров. На этот раз прогноз не столь оптимистичен. Группировка борьбы с пожарами наращивается, леса ежедневно патрулируют 3 самолета и 253 единицы техники. Пока что все возникающие пожары тушатся в течение часа после обнаружения".
"На самом деле ситуация даже хуже, чем ее описывает Рослесхоз и Московская область,— считает руководитель лесных программ "Гринпис России" Алексей Ярошенко.— Лес, который погубил короед, становится пожароопасным только через 2-3 года. Другое дело — десятки тысяч гектаров горелого леса, который пострадал еще в 2010 году и с тех пор не был убран". Он также напомнил, что три года назад дым в Москву пришел не только из Подмосковья, но и из соседних областей — Рязанской, Владимирской, где уже начались лесные пожары. "Способность властей противостоять стихии с 2010 года принципиально не изменилась,— считают в "Гринписе".— Выделенные миллиарды пошли в основном на закупку техники, а количество людей, которые должны ею управлять, сократили".