Петь играючи
Борис Барабанов о дебютном альбоме звезды "Черной книги" и "Игры престолов" Карис ван Хаутен
Голландская актриса Карис ван Хаутен проявила себя как певица в 2006 году, когда записала четыре номера для своего международного кинодебюта — потрясающей "Черной книги" Пола Верхувена. Немецкие песни 30-х — 40-х — упражнение, которое вполне по силам актрисе с таким уровнем дарования. Другое дело — целый альбом оригинального песенного материала, не связанного с кино.
О дебютном диске певицы ван Хаутен "See You On The Ice" стало известно летом, когда Энтони Хегарти задействовал ее в своем леденящем кровь феминистском ролике "Cut The World". В комментариях к клипу Antony And The Johnsons в интернете можно было найти ссылки на песню "Particle Of Light", для которой Энтони Хегарти любезно записал вторую вокальную партию. "Particle Of Light" — поп-песня с отзвуками американской психоделии, и, конечно, голос Энтони срабатывает, как катализатор серьезных химических реакций на уровне подсознания. Грех было не заинтересоваться вопросом, что же может Карис ван Хаутен без столь могущественной поддержки.
Альбом открывается вещью под названием "Siren Of The Sea", после которой "Particle Of Light" уже не кажется абсолютным волшебством. Это выдержанный в традициях белой поп-музыки для взрослых трек с ровно текущей мелодией и неожиданно жестким развитием. Первыми на ум приходят Shakespeare's Sister. Что-то подобное вспоминается о недавнем альбоме французской коллеги Карис ван Хаутен Мелани Лоран, которая тоже оказалась весьма заинтересованной в певческом ремесле. И недостаток у альбома голландки тот же — крайняя неоднородность материала. Но все же первая половина альбома "See You On The Ice" слушается на одном дыхании.
В "Siren Of The Sea" блоки семплированных шумов и электроники вмешиваются в плавный ход поп-композиции. Следующая вещь, "Something Funny", с ходу гремит барабанами Стива Шелли из Sonic Youth, хотя по сути представляет собой вполне консервативный поп шведского образца (призрак ABBA все еще бродит по Европе). В песне "Time" Карис ван Хаутен притормаживает с экспериментами и показывает класс в простой поп-песне среднего темпа с красивой рождественской оркестровкой. За "Particle Of Light" следует песня "Emily", ставшая первым синглом альбома, и неторопливый трек "Recovery Mission". Обе вещи — продолжение реанимации стиля Shakespeare's Sister, симпатичный восьмидесятнический поп-рок для ностальгических вечеринок.
В записи альбома, помимо Энтони, приняло участие много авторитетных американцев. Второй вокал для врезающейся в память песни "Broken Shells" записал Хоу Гелб, человек, известный по группе Giant Sand, он здесь — кто-то вроде Ника Кейва для Кайли Миноуг или Марка Лейнегана для Изобел Кэмпбелл. В песне "End Of The World" сыграл Марк Рибо, он взял здесь на удивление мягкие и мирные джазовые аккорды. Еще один гость из альтернативной вселенной — Кен Стрингфеллоу, гитарист The Posies, R.E.M. и Big Star.
Американская нонконформистская тусовка явно неравнодушна к голландской поющей актрисе, и общими усилиями ее альбом действительно стал в Нидерландах номером первым. Женщина, от которой невозможно оторвать глаз, сумела совместить на своем альбоме совершенно невинное обаяние поп-мелодий и строптивый характер андерграунда. При этом она не просто добавила лишнюю позицию в список именной сувенирной продукции. В 36 лет Карис ван Хаутен реально запустила параллельную карьеру. Ее первый серьезный концерт прошел на разогреве у Руфуса Уэйнрайта.