Штрафной угар
В праведном гневе против пьяных уродов на дороге государство готово подвести под уголовную статью миллионы невиновных водителей.
Несколько жутких ДТП с многочисленными жертвами пьяных водителей, произошедших в последнее время, возбудили законодателей наших настолько, что вот-вот на нас, водителей, обрушатся новые и немалые ужесточения. И кто был бы против: пьяный за рулем — преступник!
Одно только тут настораживает: медведевская «абсолютная трезвость» уже два с лишним года не дает возможности четко отделять трезвых от пьяных.
Ужесточения предлагаются очень и очень серьезные. Например, такие:
— за нахождение за рулем в нетрезвом виде штраф 100 тысяч рублей и лишение прав на 1,5—2—3 года;
— за повторное — то же самое: штраф 200 тысяч рублей и лишение прав на 5 лет;
— за третье то же самое — штраф 300 тысяч рублей с пожизненным лишением прав и конфискацией автомобиля;
— за совершение ДТП в состоянии опьянения, повлекшего смерть человека, штраф 500 тысяч рублей и тюремное заключение на срок от 5 до 7 лет;
— за то же самое, с числом жертв более двух, — пожизненное тюремное заключение с конфискацией автомобиля.
(Я могу ошибаться с цифрами штрафов, которые сейчас обсуждаются, но не в сути ужесточений.)
И кто бы с этим спорил?! Все нормальные люди — за!
Но вот только что делать с людьми, которых из трезвых сделали пьяными? Прочитайте всего четыре письма из тысяч, пришедших только мне за два года медведевской «абсолютной трезвости»:
«Я полковник милиции в отставке, работаю начальником службы безопасности завода. Как-то наш директор при езде по плохой дороге пробил картер двигателя и попросил меня вызвать сотрудников ГАИ, чтобы оформить справку о ДТП для получения страховки. Приехали двое сотрудников ГАИ, быстро все оформили, и пришло время подуть в алкотестер, потому что у ГАИ есть четкое указание: если оформляется ДТП (тем более по КАСКО) — проверять на трезвость. Директор, человек очень редко и умеренно выпивающий, смело подул в алкотестер, который показал… 0,05 промилле. Директор сказал, что три дня назад выпил бокал вина. Я, понимая, что 0,05 промилле будет поводом для страховой компании в отказе от выплаты страховки, попросил этих сотрудников ГАИ (знакомых мне по прежней службе) сделать так, чтобы был ноль промилле. Подул в алкотестер один из моих охранников, алкотестер показал 0,04 промилле, подул другой, который уже лет 10 не пьет спиртного, — алкотестер показал 0,03. Ну, деваться некуда, дунул и я, а я за 3 дня до этого на дне рождения выпил граммов 300 водки, и алкотестер показал 0. Я был единственный из всех, кто не курит, а трое дувших до меня (в том числе и абсолютный трезвенник) — курят. Вот и получается, что алкотестер может выдавать сотые промилле на табачный перегар. Кстати, это подтвердили и гаишники. Вот и получается, что закон о нуле промилле за рулем чреват либо разводом недобросовестными сотрудниками ГАИ на деньги, либо поводом для страховой компании отказать в страховке. С уважением, Королев Владимир».
«09.03.2012 г. я попал в ДТП… Вызвали сотрудников ГИБДД. После осмотра места происшествия по нашему обоюдному согласию нас повезли на медосвидетельствование. Алкотестер у меня показал в выдыхаемом воздухе наличие алкоголя (0,48 промилле, второй замер — 0,34), трубка Шинкаренко также дала положительный результат, хотя я в последние дни совсем не выпивал и вообще очень редко выпиваю (по праздникам).
Я не согласился с результатами и указал это в протоколе. Я настоял на заборе крови. У второго водителя алкотестер показал 0,08 промилле, трубка Шинкаренко не показала. Он утверждал, что совсем не пьет уже два месяца (закодировался). У него тоже взяли кровь из вены.
На этом же алкотестере себя проверил один из понятых не для протокола (шесть раз). У него были различные результаты (то показывало, то не показывало).
Потом проверился сам сотрудник ГИБДД. У него тоже один раз показало, а потом не показало.
Врач написала в заключении, что взята кровь на экспертизу, и тут же вывод: «Алкогольное опьянение установлено», хотя результатов крови еще не было. Второму водителю объяснили, что у него организм выделяет эндогенный алкоголь, и алкогольное опьянение не установлено.
Когда стали известны результаты анализов крови, там было указано, что в крови у обоих водителей алкоголь и ему подобное не обнаружены.
Суд постановил лишить меня прав на 1 год и 10 месяцев. Я подал апелляционную жалобу. Но 28 июня 2012 года Ядринский районный суд Чувашской Республики мою жалобу не удовлетворил и решение мирового судьи СУ № 1 Красночетайского района ЧР от 28 апреля 2012 года оставил без изменений. Я написал в верховный суд Чувашии. Но там тоже мою жалобу не удовлетворили.
Что в данной ситуации можно сделать? Куда обращаться и на какие статьи законов и инструкций ссылаться? И как доказать, что я был трезвый? Заранее вам спасибо. С уважением, Сергей Майоров».
«Я работаю начальником транспортного отдела. Получил распоряжение руководства купить алкотестер. Купил. Хороший аппарат, и стоит около 6000 рублей. И решил сначала проверить его на себе.
Дышу — 0,18! А я даже к пиву последние две недели не прикладывался. Откуда? У коллеги, который вообще не пьет и к тому же не курит, — 0, 2!
В течение часа еще несколько раз дышим. Показания в диапазоне от 0,12 до 0,21 промилле. Что за бред? Проверяем на бухгалтерше, та вообще крепче кваса в жизни ничего не пила — 0,12!
Приехали! Общество тайных алкоголиков, а не предприятие!
Но это тест, а вот мой приятель основательно влип с этим «абсолютным нулем». Ехал на очень важные переговоры. Цена вопроса — годовой контракт на приличную сумму. Как он сам говорил: «Сделка всей моей карьеры».
На посту тормозят… Глазки, мол, у вас блескучие… Дунул — 0,2! Откуда? Саша 9 лет к спиртному не прикасается (даже безалкогольное пиво не пьет, шутит, что безалкогольное пиво — это первый шаг к резиновой женщине) и лет пять не курит, спортом занимается, здоров как бык.
Настоял Саша на медэкспертизе, и она показала, что в его организме даже намека на спиртосодержащие препараты нет, но что толку — три часа потерял!
Сделка сорвалась, учредители в бешенстве, карьера Саши пошатнулась.
Господин бывший президент, разве это такое чудо или из ряда вон случай, что русский человек не употребляет спиртного просто в силу здорового образа жизни?
Я готов подписаться даже под аномальным ужесточением мер против пьянства за рулем, вплоть до пожизненного лишения прав управления и административного ареста, но, товарищи дорогие, давайте не будем доводить ситуацию до абсурда. В этом абсурде для одних «абсолютный ноль» превращается в супердоходный бизнес, для других — в приговор «без вины виноватому» и всей его семье.
Нужно что-то делать! Виталий, Москва».
И еще одно письмо, кратко: сына водителя с сорокалетним стажем — Леонида, инспекторы оформили как пьяного, а суд лишил прав на полтора года только потому, что он спустился к машине отца, чтобы помочь ее разгрузить. За рулем, естественно, не сидел. Алкотестер инспекторов показал семь сотых промилле.
Леонид пишет:
«Слушаю ваши передачи, читаю статьи лет десять, но написать решился только сейчас. Накипело! Я видел всякое. Но то, что творится сейчас, наводит на страшные мысли!
Ужас берет — скольким людям они сломали судьбы! Ведь многие (в том числе и я, и мой сын) в жизни больше ничего не могут без руля!
А сейчас я прочитал, что хотят узаконить остановку всего транспорта и поголовную проверку! И опять будут требовать взятки или делать трезвых пьяными! Да они уже сейчас имеют, благодаря Медведеву, такие деньги, что им никаких реформ не надо: несколько лет помахать палкой — на всю жизнь хватит!
Неужели ничего нельзя с этим сделать? Или браться за оружие и делать революцию? Доколе терпеть этот произвол! С уважением, Леонид».
Во многих странах существует полный запрет на употребление алкоголя за рулем — он существует, сформулированный не в Правилах, как у нас, а в законах страны: Швеции, Финляндии, Норвегии, Эстонии и других. И наряду с этим в тех же странах, во имя здравого смысла и исполнения требований Венской конвенции о дорожном движении от 1968 года, существуют и «планки» промилле. Но поскольку алкоголь за рулем в этих странах под полным запретом, то и «планка» самая жесткая в мире: ноль две промилле. Зачем она? А затем, что пункт 8-й второго раздела Конвенции гласит: «Наличие или отсутствие состояния алкогольного опьянения определяется на основании показаний используемого технического средства измерения с учетом допустимой погрешности (выделено мной. — Ю. Г.)» этого средства. А как ее учесть и исключить при замерах, эту погрешность допустимую? Ну не могут разные приборы показывать на разных, но трезвых водителях одни сплошные нули! И поскольку погрешности и неточности регулировок укладываются в 0,10—0,15 промилле, то в Скандинавских странах, где полный запрет алкоголя и где правят порядок и закон, установили жесточайшую планку 0,2 промилле. А мы, имея в виду тоже полный запрет алкоголя за рулем, добавили (скорее всего, на несовершенство нашей техники) одну десятую — и получили 0,3, что было вполне достаточно для спокойной жизни трезвого водителя.
Знаете, скольких из нас инспекторы оформляют, как выпивших за рулем? Каждый год чуть меньше полумиллиона. Плюс 300—400 тысяч водителей, отказавшихся от медэкспертизы. Итого — в суды поступают документы на лишение прав примерно на миллион водителей в год. И за редчайшим исключением их всех суды лишают прав. (А как вы думаете, скольких инспекторы не оформляют, работая «на карман», — больше или меньше? Приплюсуйте.)
А вот за прошлый, 2011 год эта цифра увеличилась почти до трех миллионов! Вот он, зримый результат «абсолютной трезвости» президента-юриста. Ему бы не мешало извиниться за пострадавших безвинно.
Я приехал к главному автоинспектору страны, генералу МВД Виктору Нилову с вопросом:
— Какие сегодня нормы, критерии у ваших инспекторов для выявления нетрезвого водителя?
— Те же, что и прежде: запах, внешние признаки: глаза, речь, походка, наличие этилового спирта в выдыхаемом воздухе.
— Но знаете ли вы, что сейчас и за сотые доли промилле лишаются прав на самом деле совершенно трезвые люди?
— Это прерогатива медиков и судов. Наши сотрудники, заподозрив алкоголь у водителя, направляют его на медосвидетельствование.
Затем я встретился с главным наркологом страны Евгением Брюном и спросил его:
— По каким параметрам сейчас, после отмены ноль три промилле, медики делают вывод, что водитель нетрезв?
— Никакое содержание алкоголя в организме водителя недопустимо.
— А эндогенный алкоголь, вырабатываемый организмом?
— Приборы наших лабораторий на эндогенный алкоголь не среагируют. Что же касается сотых долей промилле, то это либо следы выпивки, либо, если человек не выпивал, дефект прибора или неправильное пользование им.
Добавлю от себя: или умышленная настройка алкотестера на эти сотые доли. Раньше настраивали на 0,35—0,4, теперь гораздо проще.
И потекли с 2010 года в карманы МВД — повторяю: всего МВД — такие миллиарды, которые им и не снились: в областях страны за любые доли промилле с трезвого водителя инспекторы требуют от 20 до 50 тысяч рублей, в крупных городах — 70—150 тысяч, в Москве — 100, 200, а то и 250 тысяч. И десятки тысяч трезвых водителей — платят. И инспекторы «посылают» немалую часть «дохода» своему начальству, те — «заносят» чинам еще выше, и тысячи ручьев стекаются в многомиллиардные реки.
Не учитывать то, о чем я написал выше, и предлагать в таких условиях космические штрафы, «пожизненное», «конфискацию» могут либо недоумки, либо чиновники, ездящие с детства с персональными водителями и уверенные, что так оно и будет до самой их гробовой доски.
В случае ДТП с жертвами у его виновника по закону берется кровь на анализ содержания в ней алкоголя, наркотических или иных психотропных веществ. И это правильно, тут вероятность ошибки сведена к минимуму.
А если жертв, слава богу, не было и водитель проверяется алкотестерами, примеры применения которых вы прочитали в письмах?
Можно представить, какое цунами вымогательств пойдет по всей стране после узаконивания всех этих «ужесточений»! Какие сумасшедшие деньги польются в карманы и инспекторов, и медиков! Они и сейчас немалые, особенно после «абсолютной трезвости», но покажутся — мелочью.
Выводы:
Пока не будет наведен порядок в стране с «порогом трезвости», никаких ужесточений для нетрезвых водителей, состояние которых не повлекло человеческих жертв, а потому проверяется не исследованием крови в медцентрах, а алкотестерами, принимать нельзя ни в коем случае.
Уже и сейчас напряженность в обществе, состоящем на треть из водителей и наполовину из членов их семей, достаточно велика — от изобретательного, подчас изуверского вымогательства на дорогах, когда водитель вынужден откупаться за полколеса, зацепившего сплошную осевую, за 0,04 промилле неизвестно откуда взявшихся, и т.п. и т.д.
Но когда по коррумпированной стране «абсолютной трезвости» поедет каток космических штрафов, «пожизненного лишения», «конфискации автомобиля», бесправный водительский многомиллионный народ, я совершенно уверен, — поднимет страну на дыбы.