Президент и премьер пересели в "Жигули"
Россия отметила 1 Мая
Вчера по всей России прошли первомайские акции, в которых приняли участие около 2,5 млн человек. В Москве коммунисты неожиданно встали на защиту РПЦ, националисты восклицали: "Христос Воскресе!", а депутат Госдумы Валерий Трапезников позвал президента Дмитрия Медведева и премьера Владимира Путина, присоединившихся к самому масштабному в столице шествию, организованному ФНПР, завершить Первомай за кружкой пива в баре "Жигули".
Уже в 8:30 вся Тверская улица от Белорусского вокзала до Манежной площади пестрела искусственными цветами и воздушными шарами колонн членов Федерации независимых профсоюзов. В толпе были видны плакаты с надписями "На Болотной орать — не рожь собирать". Группа граждан, похожих на выходцев из Таджикистана, развернула плакат "Дешевую ипотеку в каждый дом".
Одну из передовых колонн возглавлял мэр Москвы Сергей Собянин. Когда она стала сворачивать на Моховую улицу, на дорогу выскочили сотрудники ФСО с криками: "Стоим!", и к господину Собянину присоединились президент Дмитрий Медведев в плохо сидящем белом тренче и премьер-министр Владимир Путин в черном костюме. "Как вам удается держать себя в такой хорошей форме? А верите в гороскопы?" — сразу же накинулась на них одна из участниц шествия. Как оказалось, в гороскопы ни премьер, ни президент не верят, а форму держат по-разному: господин Медведев сказал, что регулярно занимается спортом, а господин Путин предпочитает "больше работать".
Так и не дойдя до места проведения заключительного митинга, президент с премьером покинули колонну профсоюзов и отправились в принадлежащий сыну народного артиста РФ Иосифа Кобзона Андрею Кобзону бар "Жигули" на Новом Арбате. Там вместе с лидером ФНПР Михаилом Шмаковым, депутатом Госдумы Валерием Трапезниковым и еще несколькими парламентариями они выпили нефильтрованного пива. Господин Трапезников утверждал, что идея пригласить первых лиц на кружку пива принадлежала ему: "Насколько мне известно, Владимир Владимирович никогда не прочь пропустить кружечку, да и я тоже". В ходе встречи депутат предложил господину Медведеву возродить ПТУ, "пусть даже и не в советском формате", и обсудил с господином Путиным хоккей, которым тот "недавно начал заниматься". "Каждый платил сам за себя. Я — 790 руб. Чеки у всех лежали, даже у президента и премьера",— добавил господин Трапезников.
В общей сложности марш ФНПР собрал, по данным полиции, 150 тыс. человек. Часть активистов отмечались в списках и получали за это зеленый билет, который потом надо было обменять на 300 руб., рассказал один из активистов. Остальные "проплаченные" участники шествия на контакт шли менее охотно: корреспондента "FM" Ульяну Малашенко, попытавшуюся взять у них интервью, ударил руководитель одной из таких групп.
Программа КПРФ на Первомай состояла из двух частей: шествия по Большой Якиманке и митинга на площади Революции. Около 3,5 тыс. человек шли, держа в руках плакаты "Мир, труд, май" и "Либерасты, руки прочь от РПЦ!". Впереди колонны ехал "ВАЗ" с девушками в красных косынках. На митинге лидер КПРФ Геннадий Зюганов под песню "Прощание славянки" раздавал новым партийцам партбилеты и призывал участвовать в будущих акциях.
Пятитысячное шествие анархистов, социалистов и членов "Левого фронта" и "Другой России" стартовало с Трубной площади. Перед этим полиция задержала 20 антифашистов, отказавшихся по их требованию снять маски. "Ребята, звонит задержанный активист, у него тут велосипед остался. Он просит кого-нибудь на нем покататься пока",— призывал в мегафон один из предводителей колонны анархистов. Скандируя: "Капитализм — дерьмо" и "Наше решение — самоуправление!", активисты двинулись к Чистым прудам.
Националисты начали собираться у станции метро "Октябрьское поле" в полдень, но за целый час на "Русский Первомай" пришли не больше 500 человек. Организатор шествия, лидер движения "Русские" Александр Белов выглядел подавленным, но заявил, что националисты "просто устали от протестных акций". Его коллега Дмитрий Демушкин, напротив, был абсолютно счастлив: он раздавал интервью, сидя на хромированном мотоцикле. По словам господина Демушкина, националисты решили не размениваться на небольшие акции и массово выйдут на митинг 6 мая вместе с участниками движения "За честные выборы". Участники шествия скандировали: "Москва без чурок!", "Первомай-Первомай, гастарбайтер, уезжай!" и почему-то "Христос Воскресе!". Подросток в толпе начал выкрикивать лозунг "Мусора — позор России", но старшие его зашикали, а потом несколько раз проскандировали: "Русская милиция с народом".
Первомайские акции прошли как с лозунгами в поддержку действующей власти, так и против нее почти во всех российских регионах. В частности, в Санкт-Петербурге на улицы вышли более 50 тыс. человек. Организаторы оппозиционного шествия столкнулись с проблемами: присоединившимся к ним представителям ЛГБТ-сообщества полицейские заявили, что в рамках недавно принятого городским заксобранием закона "О запрете пропаганды гомосексуализма и педофилии" радужные флаги им придется свернуть. Около десятка гей-активистов, отказавшихся сделать это, увели в автозаки. Несмотря на задержания, основная колонна двинулась дальше к Конюшенной площади, где под конец митинга в небо был запущен медведь с логотипа Олимпиады-80 и маской президента Дмитрия Медведева.