«Я собираюсь копаться в язвищах»
В отечественный телеэфир возвращается «имя нарицательное»
«С 1 июля ежедневно по пятницам в 18.00 на канале Рен ТВ будет выходить авторская информационно-аналитическая программа одного из самых харизматичных журналистов России… 11 лет его не было в отечественном телеэфире, но его уникальную интонацию мы помним до сих пор. Его имя стало нарицательным для целой плеяды ведущих российского ТВ. Его стилю пытались подражать многие, но не повторил никто. За эти годы он стал еще более принципиальным и жестким. Он не приемлет полутонов и компромиссов…»
Это цитата из пресс-релиза, который распространила пресс-служба канала Рен ТВ, заблаговременно готовя коллег и зрителей к встрече с прекрасным. Текст, похоже, писал кто-то очень молодой, поэтому он и не заметил двойного смысла во фразе «его имя стало нарицательным для целой плеяды ведущих российского ТВ».
Его имя навсегда связалось с прозвищем, которое он получил в конце прошлого века, — «телекиллер». В отличие от обычных заказных убийц, предпочитающих оставаться в тени, он «убивал» своих жертв на свету — артистично, упоенно и страстно, за что его и полюбил народ, прозвав, в свою очередь, Робин Гудом, поражающим своими ядовитыми стрелами насильников, грабителей, мучителей людей. В насильники и грабители наш Робин Гуд записывал не тех, кто действительно того заслужил, а тех, кто из повиновения вышел, — в зависимости от политической конъюнктуры. Но народ того не знал и знать не хотел. Народу всегда приятно, когда «мочат» сильных мира сего.
Итак, как вы уже, наверное, догадались, в отечественный телеэфир после 11 лет вынужденного простоя возвращается не кто-нибудь, а сам Сергей Доренко — великий и ужасный ветеран информационных войн, а это что-нибудь да значит.
Во-первых, то, что новую Бабу-Ягу в своем коллективе за прошедшие годы так и не вырастили. Тут прав безымянный автор пресс-релиза: ЭТОТ стиль не повторил никто — ни лишенный харизматичности Максим Шевченко, сжигаемый огнем ненависти к либералам, ни Михаил Леонтьев, иссушивший себя в перманентной борьбе с заморской закулисой, ни даже Аркадий Мамонтов, снедаемый шпиономанией.
Во-вторых, возвращение Доренко предвещает и возврат информационных войн. Кого и с кем — пока непонятно, но важно, чтобы наш бронепоезд стоял на запасном пути и был готов по первому приказу выдвинуться на боевые позиции. То есть очень может быть, что вопреки прогнозам в грядущую предвыборную пору скучно не будет, а это, согласитесь, уже немало. А представляете информационную войну между Путиным и Медведевым? Нет? И я пока слабо представляю, но никаких душевных сил уже нет смотреть сюжеты, подобные тому, что был показан в День независимости в новостях НТВ: тандем — и в праздники тандем. Вот Медведев и Путин сидят на скамейке в саду, словно Маркс и Энгельс в советских скульптурных композициях. Вот дружно крутят педали велосипедов, катаясь по широким асфальтированным дорожкам резиденции, не обгоняя друг друга, но и умудряюсь при этом не столкнуться. А вот в закрытом спортзале, не снимая курток, играют в бадминтон. Божья благодать, однако! Хочется свежего ветерка, и Доренко может его нагнать так, как никакому Караулову, тоже верному солдату партии, внезапно призванному из запаса, и не снилось!
Самая же главная интрига в том, что решения о возвращении на экран таких «имен нарицательных» давно принимаются не в телекомпаниях, а на «небесах». А поскольку Доренко возвращается на канал, которым владеют, как принято считать, друзья Путина, то тут и к гадалке не ходи, кто именно дал отмашку. Ровно тот «небожитель», который одиннадцать лет назад дал другую отмашку: выгнать предателя из эфира с волчьим билетом. Чтоб другим неповадно было.
Мало кто помнит, что именно этому предшествовало. Сначала-то все было прекрасно — после блистательно проведенной Доренко и ОРТ предвыборной кампании Путина ничто, как говорится, не предвещало беды. Доренко, не стесняясь, рассказывал о дружбе с Путиным, совместных чаепитиях и беседах за жизнь, которые происходили с завидной для многих регулярностью. Но скоро случился «Курск». И тогда в телекиллере проснулся гражданин и журналист. Наслушавшись властного вранья, он сам поехал в Видяево и сделал программу, оказавшуюся для него роковой. Я нашла ее в Интернете, пересмотрела и поняла: это был последний случай в новейшей истории нашего госТВ, когда действия власти вообще и Путина в особенности подверглись жесточайшей критике (недобитое НТВ образца 2000 года не в счет: то враги — пущай до поры до времени клевещут, а Доренко — слуга царю! Непростительная и неслыханная дерзость. Предательство!).
В кадре Путин защищался и оправдывался: не знали, не понимали, делали, что могли. А Доренко в пух и прах разбивал эти оправдания, на фактах доказывая: и это — неправда, и это — ложь. А когда Путин, изображая скорбь, смиренно признался в готовности нести тяжкий крест, несмотря на короткие 100 дней президентства, Доренко желчно парировал: «Прошло 390 с того дня, как Ельцин назначил своего преемника. Так что он скитается с крестом целых 390 дней!» В финале констатировал: «Главный вывод — власть не уважает нас всех и обращается с нами так только потому, что мы позволяем».
Эти слова стали последними в его телекарьере начала нулевых. Доренко, как это часто случается с «наместниками бога на земле», переоценил свое значение и влияние, мечтая, видимо, о роли наставника и проводника новой власти в этом подлом мире, но получил пинком под зад: «Знай свой шесток!»
Его новый проект называется «Русские сказки». А русские сказки, как правило, страшноватые. И Доренко уже пообещал: «Я буду копаться в язвищах». О, сколько их накопилось на нашем многострадальном «теле» за время его отсутствия! Впрочем, и самые злые серые волки, породившие сии язвища, по-прежнему властвуют в нашем лесу. И как в русских сказках обойтись без охотников, празднующих победу над зубастыми, ума не приложу! Разве что заставить их выплюнуть съеденную бабушку? Но это случается только в адаптированных версиях. Для самых маленьких. А Доренко, если верить пресс-релизу, не приемлет полутонов и компромиссов. Даже больше, чем прежде.