Заколдованный круг бюрократии
Бундестаг ответил на запрос о финансовом положении российских ветеранов войны в ФРГ
За последние полгода «Новые Известия»» не раз обращались к проблемам российских ветеранов войны, переселившихся в Германию и столкнувшихся с бездушным отношением местных чиновников. Последние, вопреки федеральному закону ФРГ, предписывающему не вычитать из полагающегося ветеранам социального пособия надбавки к российским пенсиям инвалидов и участников войны, делают все с точностью до наоборот. Деньги, которые никогда не бывают лишними, уходят в германский госбюджет. И вот на свой соответствующий запрос «НИ» получили ответ из бундестага. Как явствует из этого документа, несмотря на федеральное законодательство, социальные органы на местах «вправе поступать по своему усмотрению». Иными словами, наши весьма пожилые соотечественники попали в какой-то заколдованный круг бюрократии, хотя немецкие политики и представители СМИ уже не раз выражали возмущение таким положением вещей.
Характерно, что ответ из бундестага, подписанный Йоргом Демпелем, уполномоченным по вопросам социальной политики парламентской фракции СДПГ, начинается со слов «к сожалению». Далее говорится о том, что запросы по этому поводу уже подавали «левые» и «зеленые» политики. Проблему никто не отрицает. Есть лишь одно «но». «Разумеется, социальные службы должны рассматривать каждый конкретный единичный случай и, соответственно, индивидуально решать, соответствует ли русская пенсия по инвалидности тем составным частям дохода, которые не нужно засчитывать». И вообще рекомендуется передать рассмотрение вопроса на муниципальный уровень.
Словом, все вернулось на круги своя. Только как объяснить старикам, с которыми доводилось на эту тему разговаривать корреспонденту «НИ» и которые убеждены (хочется верить, они ошибаются), что таким образом с ними сводят счеты за «прошлое поражение». Логику бывших советских солдат, оказавшихся в блокаде у бездушной немецкой бюрократии, понять несложно. Ведь их ровесники, воевавшие в войсках вермахта, а порой даже и в СС, получают неприкосновенные ни для каких изъятий надбавки за участие в военных действиях, иногда в сумме больше тысячи евро в месяц. К слову, у наших же соотечественников «запросы» поскромнее – речь идет о полагающихся им по закону дополнительных 70 – 200 с небольшим евро.
Понятно, что «своя рубашка ближе к телу», но, к примеру, Израиль находит возможность не просто не отнимать у бывших воинов Великой Отечественной надбавки, которые им платит Российское государство, но и доплачивать из своего бюджета каждому ветерану войны – в благодарность за избавление мира от фашизма…
Однако с недавних пор от российских инвалидов войны, проживающих в ФРГ, требуют документально подтвердить справками из военных госпиталей факты ранений и контузий, а также пройти медицинские комиссии, которые засвидетельствуют ранения времен войны. Увы, 65–70 лет назад бойцам, попадавшим с передовой в полевые госпитали, было, наверное, не до справок и выписок из истории болезни. Теперь за эту оплошность бывшие воины получают грозные письма с оскорбительными намеками на нечестность. Причем требования пройти медкомиссию и предоставить справки из полевых госпиталей выглядят как самоцель, никакой, даже теоретической выгоды для самих инвалидов они не предполагают. Вениамин Нояхович Гейхман (ему 91 год), бывший краснофлотец, участник прорыва Ленинградской блокады, прошитый рядом с сердцем немецкой пулей навылет, предъ-явил германским врачам не только следы на своем теле, но и осколок, который носит в голове, не извлеченный с самой войны. Увидев снимок его черепа, медики были в шоке. А чиновники – нет! По получении подтверждения факта ранений лейтенанту в отставке Гейхману и его жене Анне Герасимовне (90 лет), бывшему младшему лейтенанту, было вручено уведомление из социального ведомства Аугсбурга. О том, что в связи с перечислением им пенсии из России ни денег на оплату квартиры (причитающихся всем получателям социального пособия), ни самого пособия чете Гейхман не полагается. Как жить дальше, старики не знают, ведь только на медикаменты в месяц у них уходит больше ста евро.
Неудивительно поэтому, что в очередях в немецкие магазины бесплатных продуктов с просроченным сроком годности в настоящее время полно российских стариков. Ведь мало того что российские пенсии здесь, в отличие от Израиля и Америки, вычитаются из социальных пособий, но еще и задним числом иногда за несколько лет изымается разница, образовывающаяся в связи с постоянным увеличением пенсии в РФ. Между тем немецкие политики, в частности, председатель СДПГ Зигмар Габриэль, заявляют буквально следующее: «Мы не вправе допускать старческой бедности. Это вопрос не только социальной справедливости, но и исторической ответственности Германии перед бывшими советскими ветеранами. Исходя из этого, и следует периодически подвергать ревизии на предмет их справедливости и соразмерности все существующие правила, в том числе и вычет ветеранских надбавок из базового обеспечения (ветеранов. – «НИ»)».
Несколько дней назад на митинге, посвященном памяти жертв нацизма, корреспондент «НИ» обратилась с вопросом к обер-бургомистру Аугсбурга Курту Гриблю, выступившему там с проникновенной речью, считает ли он справедливым то, как в его городе достается российскими ветеранам и инвалидам Второй мировой войны. «Я об этом ничего не знал. Конечно, это несправедливо и жестоко», – ответил обер-бургомистр. Я пересказала ответ г-на Грибля знакомым старикам. Воодушевленные словами обер-бургомистра, они принесли в приемную главы города документы, подтверждающие факты «жестокости и несправедливости» по отношению к пятерым, дожившим до этих дней инвалидам войны из России, проживающим в Аугсбурге, и попросили записаться на прием. На прием их не записали, зато ответ из канцелярии обер- бургомистра пришел оперативно: «Ваше письмо переправлено в социальное ведомство».