Гайки от прокуратуры
Либерализация экономических статей Уголовного кодекса встретила сопротивление силовиков
В Государственной Думе состоялось долгожданное обсуждение концепции законопроекта, посвященного либерализации экономических статей УК РФ. Над поправками в кодекс на площадке Института современного развития (ИнСоР) долго трудилась рабочая группа, состоящая из ведущих специалистов Ассоциации юристов России, бизнесменов «Деловой России», судей и лучших адвокатов страны. Экспертов поддержали оба профильных комитета нижней палаты. Однако концепция не произвела должного впечатления на представителя Генпрокуратуры, который пообещал через два года «снова закрутить гайки».
Глава думского комитета по уголовному, процессуальному, административному и арбитражному законодательству Павел Крашенинников указал в самом начале заседания, что именно президент Дмитрий Медведев запустил благотворный процесс либерализации УК. И сообщил, что глава государства лично внес недавно в нижнюю палату законопроект, освобождающий от сидения в СИЗО больных граждан. Строго указав, кто может считаться таковым. «Теперь это уже не оценочная категория», – порадовался за россиян депутат, вспомнив, очевидно, печальную судьбу юриста Сергея Магнитского.
А председатель Московской городской коллегии адвокатов Генри Резник привел в пример историю другого сидельца, экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского, которому продлили срок заключения под стражей уже после того, как были приняты Думой президентские поправки, запрещающие это делать по «предпринимательским» статьям. Государство адвокат назвал «главным рейдером», который «не только исключает модернизацию страны, но и угрожает выживанию ее граждан».
Государство-рейдер
Глава думского комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин сообщил о решении создать постоянно действующую рабочую группу по мониторингу и изменению уголовного законодательства в области бизнеса: «Необходимо культивировать средний класс, который должен ассоциировать себя с государством, а не бояться его». А экс-судья Конституционного суда Тамара Морщакова выразила уверенность, что российское законодательство в его нынешнем виде должно быть признано социально опасным, поскольку прямо «угрожает безопасности личности, общества и экономическому развитию страны». Эксперт видит серьезную угрозу в неопределенности статей УК, которая всегда открывает простор для «признания непреступного преступным». Нынешний кодекс, указывает эксперт, «позволяет подмену понятий, и поэтому у нас очень легко посадить конкурента с помощью Уголовного кодекса».
Участники обсуждения сыпали статьями, нарушающими права предпринимателей. Особенно возмущала авторов концепции 171, которая вменяла в вину бизнесменам получение повышенного дохода от бизнеса. Ораторы тут же вспоминали советские времена и наказание за спекуляцию. Заместитель председателя Верховного суда в отставке Виктор Жуков доказывал, что это положение УК РФ противоречит международной практике.
Представитель администрации президента Виктор Палеев сообщил присутствующим, что картина не такая мрачная, как им кажется: число сидельцев в российских СИЗО меньше, чем думают ораторы. Да и число арестов уменьшилось. Чиновника ехидно поправил депутат Владимир Груздев: это не судьи помягчели, а количество запросов со стороны следователей уменьшилось.
В тот момент, когда казалось, что концепция будет принята на ура и вот-вот наступят блаженные времена для отечественного предпринимательского сословия, на трибуну поднялся начальник правового управления генеральной прокуратуры Олег Логунов. Он сообщил слегка огорошенным авторам концепции, что на самом деле главная задача бизнеса – помнить о своих обязанностях перед обществом.
Модернизация, посетовал Логунов, у нас почему-то сводится к либерализации. А это неправильно. И вообще, уверен прокурорский работник, отношения между бизнесом и государством – это «улица с двусторонним движением». Оратор напомнил защитникам капиталистов о существовании бедных бюджетников. И суровом зарубежном законодательстве в области бизнеса. В этом месте выступающий не смог удержаться от критики в адрес иностранных правозащитников, которые почему-то не свой бизнес защищают, а все больше вмешиваются в российский. После чего Логунов поставил либералам жесткое условие: уложиться со своими новшествами в два года. Ведомство Юрия Чайки само подведет итоги реформ. И если в результате не последует «пополнения бюджета», строго предупредил Логунов, внимательно вглядываясь в притихший зал, то мало не покажется никому: «Года через два мы снова будем закручивать гайки».
Авторы концепции прикинули в мыслях обозначенные прокурором сроки и сообразили, что они аккурат совпадают с датой президентских выборов. Впрочем, никто эту мысль развивать не стал. Ни прокурор, ни либералы-реформаторы.
Попытка – не пытка. Пока
Напомним: это уже не первая попытка чиновников представить концепцию сборником прекраснодушных идей, не имеющих под собой почвы. На днях с критикой поправок в Думе выступал министр юстиции Александр Коновалов. Он сообщил, что Минюст забраковал изменения в 30–40 статей УК, предложенные концепцией. А глава Следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин недавно выступил со своим видением реформы уголовного законодательства. Он, конечно, признал необходимость его либерализации, но в крайне незначительных объемах.
Главный следователь страны уверен, что в УК должны появиться дополнительные, «экономические» преступления. Причем наказывать он предлагает в том числе и за то, на чем, собственно, и построена значительная часть российского бизнеса. К примеру, преступной, по его мнению, должна стать частная внешнеэкономическая деятельность с использованием компаний из офшоров. Не забыл он, кстати, и о так называемых внутренних корпоративных ценах, использование которых тоже должно стать незаконным. Напомним, что именно на этом постулате сейчас, в общем-то, и построено «второе дело ЮКОСа» и из-за него оно в принципе на глазах и разваливается. Потому что пока такие деяния ненаказуемы.
Впрочем, ведомство Бастрыкина не прочь поучаствовать в конструктивной работе по широкой либерализации УК. Например, в очередном своде поправок в УК и УПК, которые сегодня-завтра будут вменены в Госдуму депутатами из «Единой России», есть трудовой вклад представителя СКП. Кстати, документ, как стало известно, предлагает в соответствии с заявлением Дмитрия Медведева уменьшать посадки не только для бизнесменов, но и для обычных граждан. Также предлагается зафиксировать в кодексах четкий механизм применения и такой меры пресечения, как заключение под стражу, и альтернативных ей домашних арестов, залогов и прочего. Чтобы у следователей и судей не было возможностей и аргументов «на всякий случай» оставлять людей под замком.
А МВД – против!
Но есть в России и такие структуры, которые по каким-то причинам «аполитично рассуждают». То есть ведут параллельно с президентской, но в противоположном направлении, свою линию на добавочную «криминализацию» УК. Одной из таких структур является МВД. Напомним, что, например, депутат из ЕР Андрей Макаров уже давно резко критикует репрессивный подход этого ведомства к предпринимательской деятельности. И вот сейчас на сайте МВД в разделе антикоррупционной экспертизы размещен очень интересный проект закона о корректировке УК, УПК и Кодекса об административных правонарушениях. Оказывается, вступивший в силу в апреле президентский закон №60-ФЗ сильно помог части криминалитета избежать наказаний за свои преступные деяния. Милиционеры жалуются на то, что к разряду последних теперь не относится «осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения, а также с нарушением лицензионных требований и условий». Плюс в том же законе теперь поднята планка крупного и особо крупного дохода от незаконной деятельности – с 250 тыс. и 1 млн. руб. до соответственно 1,5 и 6 млн.
Все это, по утверждению МВД, приводит к тому, что теперь, по сути, стало легальным незаконное предпринимательство в сфере игорного бизнеса. Потому что законодательство именно в этой сфере ссылается на необходимость спецразрешений. А новые размеры преступного дохода не касаются разного рода подпольных букмекеров. Милиция бьет тревогу – мол, правоприменители не понимают, что им делать, а потому закрывают уголовные дела. Заметим, правда, что эти самые правоприменители, а по-простому – милицейские следователи, и раньше закрывали множество уголовных дел в сфере экономики вовсе не по причине либерализации УК. Расценки в этой отрасли российским бизнесменам хорошо известны.
Тем не менее эксперты МВД настаивают, что правонарушения в бизнесе либерализации подвергаться не должны. Правда, сами они, осторожничая, вносить соответствующий законопроект в Думу не хотят. Предлагают сделать это правительству. Похоже, пытаясь при этом сыграть на противоречиях внутри тандема. И не особенно заботясь о том, что инициатива такого рода не вписывается в президентский курс на либерализацию УК. А вот в другом законопроекте, тоже размещенном на сайте ведомства, МВД открыто показывает, чье мнение для него действительно важно. В пояснительной записке документа содержится ссылка на вице-премьера Игоря Сечина, что беспрецедентно само по себе. До сих пор в материалах к законопроектам использовались лишь имена Дмитрия Медведева и Владимира Путина.