Катастрофа по предсказанию
О возможности гибельных пожаров ученые предупреждали еще два года назад
Первый же засушливый год после ликвидации системы лесной охраны станет для России катастрофическим. Подразделения МЧС не готовы к тушению лесных пожаров, поскольку они не имеют ни адекватных средств мониторинга, ни знаний, ни необходимой техники. С такими предупреждениями выступили ученые Института прикладной математики имени Келдыша Российской академии наук (ИПМ) еще в 2008 году. К выводу о растущей опасности лесных пожаров математики пришли в рамках исследований по федеральной программе «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций».
Предупреждения о надвигающейся катастрофе чиновники фактически проигнорировали. За это теперь предстоит расплачиваться российским налогоплательщикам. Площадь пожаров в стране продолжает увеличиваться. В пожарах гибнут десятки человек, а счет будущих компенсаций идет уже на миллиарды рублей.
По данным МЧС за вторник, количество и площадь лесных пожаров в России продолжают увеличиваться. В огне уже погибли 40 человек. Растут также убытки и объемы будущих компенсаций. «Сумма средств, выделенных на компенсации и затраты на строительство нового жилья, уже сейчас превысила 6,5 миллиарда рублей», – заявил во вторник министр регионального развития Виктор Басаргин. Глава МЧС Сергей Шойгу затруднился назвать средства, которые понадобятся для организации работ по тушению пожаров. «Эти затраты, как вы понимаете, не были предусмотрены нашими бюджетами», – сказал он, отметив, что расходы будут подсчитаны позднее. К тушению лесных пожаров, по данным МЧС, привлекалось более 155 тыс. человек и 25 тыс. единиц техники, в том числе 56 воздушных судов.
Гигантский ущерб от лесных пожаров в этом году рядовой обыватель, как правило, объясняет жарой и засухой. Однако специалисты считают катастрофу-2010 совсем не случайной. Причины нынешних пожаров были заложены еще в 2006–2007 годах, когда в России прошла реформа лесной отрасли и был введен в действие новый Лесной кодекс. По мнению специалистов Всемирного фонда дикой природы (WWF), новое законодательство ликвидировало государственную лесную охрану и назначило ответственными за предотвращение лесных пожаров арендаторов лесов и региональные органы власти, у которых далеко не всегда есть необходимые ресурсы. Противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство противопожарных дорог, посадочных площадок для вертолетов, прокладка просек, содержание пожарной техники и запасов горюче-смазочных материалов, теперь отнесено к сфере ответственности арендаторов и местных бюджетов. «Как правило, такая дорогостоящая деятельность – непосильное бремя для небольших и средних арендаторов, и противопожарное обустройство носит формальный характер», – говорит координатор по лесной политике WWF России Николай Шматков.
Но причина катастрофы – не только в децентрализации ответственности, но и в реформе служб лесной охраны. Тревожный вывод о растущей опасности массовых пожаров опубликовали еще в 2008 году ученые Института прикладной математики имени Келдыша. «После ввода в действие нового Лесного кодекса и фактической ликвидации лесничеств и «Авиалесоохраны» как единой структуры любой достаточно засушливый год может стать катастрофическим. Необходимо признать, что подразделения МЧС, по всей видимости, не готовы к тушению лесных пожаров в большом объеме, так как не обладают ни соответствующей техникой, ни средствами мониторинга, ни знаниями», – предупреждали два года назад ученые. Эти предсказания грядущей катастрофы были основаны на статистике лесных пожаров 2006–2007 годов, а также сравнение с возможностями национальной системы тушения природных пожаров в Канаде.
Оценка опасности пожаров в России была сделана в рамках исследований по федеральной программе «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций в РФ до 2010 года». При этом ученые сделали вывод, что если Россия повысит эффективность системы лесного пожаротушения до уровня канадской, то площадь пожаров и ущерб от них вполне можно снизить более чем в 10 раз. Ученые также рекомендовали «принять срочные меры по сохранению опыта и наработок «Авиалесоохраны», а также специалистов по ландшафтному пожаротушению». «МЧС работает над созданием собственной системы тушения лесных пожаров, руководствуясь при этом совершенно ложными исходными посылками: космический мониторинг плюс дорогостоящие технические средства авиационного пожаротушения, такие как тяжелые самолеты-танкеры Бе-200, Ил-76», – отмечали специалисты ИПМ. По их прогнозам, создание такой системы обойдется бюджету в сумму в десятки и сотни раз большую, чем расходы на развитие существовавшей до 1 января 2007 года системы охраны лесов от пожаров, в основе которой лежал принцип: «Раннее обнаружение – небольшие затраты на тушение».
Связь катастрофы-2010 с реформой лесной отрасли видят многие специалисты. «Полная децентрализация лесной охраны создала серьезные проблемы», – считает завлабораторией Института леса РАН Петр Цветков. По его словам, нынешние потери от лесных пожаров во многом связаны с «келейной разработкой нового Лесного кодекса, от которой были отстранены специалисты-лесоводы».
«Новый Лесной кодекс разграничил полномочия по тушению лесных пожаров, возложив обязанности по обеспечению защитных мероприятий на арендаторов, а по организации тушения лесных пожаров – на субъекты Федерации за счет субвенций, получаемых из федерального бюджета. Следовательно, возникает проблема получения помощи в случаях, когда горит и не справляется с пожаром один субъект, а другой не может перебросить туда свои пожарные подразделения», – отмечает ведущий консультант компании «ФинЭкспертиза» Елена Корнетова.
Между тем статистика говорит о том, что площадь лесных пожаров в 2010 году еще далека от показателей прошлых лет. Так, по данным МЧС суммарная площадь зарегистрированных пожаров составила в 2006 году более 3,6 млн. га. По данным Института леса, суммарная выгоревшая в 2006 году площадь превысила 19 млн. га. Для сравнения: в 2010 году МЧС сообщает лишь о 0,65 млн. га. Основное отличие от прошлых лет в том, что в 2010 году лесные пожары охватили европейскую часть страны, тогда как в 2006–2007 годах пожары были сосредоточены в восточных областях и имели гораздо более скромный общественный резонанс.