Кошмар на улице вузов
Из-за демографической «ямы» наши учебные заведения рискуют недобрать студентов
Во всех российских вузах официально стартовала вступительная кампания. Но в этом году очередей в приемные комиссии не будет: абитуриентов, по прогнозам Минобразования и науки, станет на 1,2 млн. меньше, чем годом ранее. Всему виной – падение рождаемости в начале 1990-х годов. Эксперты опасаются снижения качества образования: чтобы прожить, вузы начнут набирать, кого попало. Впрочем, это только одна из проблем.
Чтобы не принимать нерадивых студентов, чиновники резко сократили количество бюджетных мест. А некоторые специальности в отдельных госуниверситетах стали сплошь коммерческими или же и вовсе закрываются. Платным вузам еще хуже: недобор грозит им закрытием или слиянием.
Количество выпускников школ сокращается стремительно. В 2008 году школы выпустили 959 тыс. человек, в 2009-м – 899 тыс. В нынешнем году число выпускников снизится до 822 тыс. Впрочем, это не предел – сейчас школы заканчивают родившиеся в 1992–1993 годах, а к 1999-му рождаемость упала еще на четверть. То есть в 2016 году выпускников школ будет немногим более 600 тыс. – вдвое меньше, чем в 2005-м. Уже сегодня в подавляющем большинстве российских регионов количество выпускников школ меньше, чем план приема в государственные вузы. Профессионально-технические училища и техникумы уже столкнулись с недобором. По прогнозу Минобразования, в этом году по сравнению с 2006 годом число обучающихся в ПТУ сократится на 36%, а в техникумах – на 26%.
Число студентов вузов, по данным Росстата, увеличивалось до 2008 года, достигнув максимума в 7,5 млн. В 2009 году был спад почти на 100 тыс. человек. Но настоящий обвал наступит в этом году. В подготовленной Министерством образования справке «О планировании объемов подготовки специалистов и научных работников» говорится об ожидаемом 16-процентном сокращении числа студентов по сравнению с 2006 годом. Нынешней осенью в вузы пойдут на 1,2 млн. студентов меньше, чем годом ранее. «Среди вузов возрастет конкуренция за хорошего абитуриента, а это – только на пользу, – считает член комитета Госдумы по образованию Валерий Рязанский. – У выпускников будет большой выбор, куда поступать, и они, скорее всего, выберут государственный вуз. А негосударственные будут сокращаться, укрупняться, объединяться. Останутся только самые сильные, которые дают лучшее образование. Будут закрываться кафедры и специальности в непрофильных вузах. Давно пора было переоценить эффективность их работы», – говорит депутат. Действительно, по оценке Федерального агентства по образованию (Рособразование), вузов в стране станет минимум на сотню меньше из-за слияний и поглощений. Но независимые эксперты не считают, что демографическая «яма» высшему образованию на пользу.
«Вместо того чтобы оставить бюджетные места в том же количестве, чтобы больше студентов могли получать образование бесплатно, Министерство образования сокращает каждое десятое бюджетное место! – критикует действия чиновников президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. – Когда вузы недополучат деньги из бюджета, им придется зарабатывать другим путем: например, сдавать помещения, чтобы решить финансовые проблемы. И серьезно увеличивать процент платного обучения. У нас будет такая же ситуация, как с детскими садиками: когда была демографическая «яма», то все садики либо распродали, либо стали использовать не по назначению.
Сегодня эта волна дошла до вузов. Сократить бюджетное ассигнование проще, чем повысить. Поэтому ректоры серьезно переживают». Студентам придется нелегко: многие не поступят на ставшие редкими бюджетные места. А плата за обучение, по словам г-на Комкова, растет ежегодно на 10–12%: «Конечно, вузы пытаются ее сдерживать, но официальная инфляция составляет 8%, а неофициальная – 15%. Если вузы не будут повышать плату, они просто вылетят в трубу»
В Минобразования и науки сообщили, что число бюджетных мест в высших учебных заведениях (в пропорции к числу выпускников школ) сохранят на уровне прошлого года: на 1000 выпускников 11-х классов – 418 мест, в том числе 321 – очное. Но с учетом того, что количество бюджетных мест, по данным Минобразования, составит 448 тыс., чиновники включили в расчет еще и 250 тыс. выпускников техникумов и ПТУ, которые захотят поступить в вуз. Если же учитывать только выпускников школ, бюджетными местами будут обеспечены более половины из них (54,5%). Однако на очную форму обучения нынешним выпускникам поступить будет сложнее, чем в минувшем году. Тогда 899 тыс. выпускников претендовали на 411 тыс. очных мест (2,19 человека на место), сейчас – 822 тыс. – на 344 тыс. мест (2,39).
В некоторых вузах число очных бюджетных мест урезали в разы. Например, в Московском государственном университете печати в минувшем году на отделение журналистики на очную форму обучения приняли 18 человек, а в нынешнем будут брать только пять. В руководстве вуза беспокоятся: если не удастся набрать достаточное для формирования группы количество студентов-платников, специальность придется закрыть. В регионах ситуация с бюджетными местами еще хуже. Например, в Оренбургском педагогическом университете с нынешнего года по специальностям «Лингвистика и межкультурная коммуникация», «Адаптивная физическая культура», «Журналистика» и «Менеджмент» студенты смогут обучаться только на коммерческой основе: бюджетный набор по ним закрыт. А решение закрыть специальность «Сестринское дело» в Оренбургской государственной медицинской академии (ОГМА) и сократить набор на 105 мест на другие специальности вызвало удивление даже у ректора: ведь в области острая нехватка врачей.
В Минобразования утверждают, что идут не сокращения, а перевод бюджетных мест от одних специальностей к другим. Например, за минувшие пять лет на экономические специальности прием сократили почти вдвое (на 44,6%), на педагогические и гуманитарные – более чем на четверть (на 28,8% и 26,7% соответственно). В то же время увеличился набор на технические и инженерные специальности.
Однако сильнее всего от «безлюдья» и соответственно безденежья пострадают коммерческие вузы. Еще в минувшем году число поступивших туда сократилось по сравнению с 2007 годом более чем на четверть. Незаполненными оказались 22% мест. В нынешнем году в коммерческих вузах ожидают еще большего спада. По словам проректора по учебной работе Московского гуманитарного института имени Дашковой Романа Мухина, в последний год институту пришлось переориентировать рекламную кампанию и зазывать будущих студентов на второе высшее образование и заочное отделение. Нужно же как-то компенсировать уменьшение количества абитуриентов, идущих на очное отделение. «Мы еще в прошлом году набрали на 25% меньше студентов, чем в предыдущие годы», – говорит Роман Мухин. Такая ситуация почти во всех коммерческих вузах. «Пока желающих больше на очно-заочное и второе высшее образование. Все пророчат недобор студентов, но мы смотрим на эту ситуацию с оптимизмом. Будущее покажет», – сказали в приемной комиссии Академии Натальи Нестеровой. Чтобы облегчить вузам набор студентов, депутаты Госдумы даже внесли поправку в закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», продлив в 2010 году прием в вузы до 30 декабря (ранее зачисления в вузы завершались 5 августа).
Впрочем, государственные университеты, где всегда был большой конкурс, не боятся опустеть. «В этом году демографический кризис на нас не сильно повлияет. Самая большая катастрофа с абитуриентами ожидается в 2012 году», – комментирует ситуацию помощник ректора Академии народного хозяйства при правительстве РФ Ольга Голант. «Недобор у нас не ожидается, но конкурс будет очевидно меньше. Соответственно поступят более слабые студенты. Теоретически качество обучения может снизиться», – говорит ответственный секретарь приемной комиссии Московского государственного университета леса (МГУЛ).
За качество образования опасаются и эксперты. «Университетам хочется загружаться «по полной», и они будут принимать всех кого попало, – выражает опасения научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика», кандидат педагогических наук Александр Адамский. – Нам сейчас в разных областях требуются профессионалы. А снижение качества подготовки кадров обернется дефицитом профессионалов высокого уровня». Сергей Комков предрекает, что качество образования упадет и из-за снижения зарплат педагогов: «Скорее всего, плата уменьшится. Сокращение финансирования все за собой тянет. Сокращаются дополнительные выплаты, расходы на научные исследования. А нагрузка на преподавателей будет меньше, и им придется работать в двух-трех вузах, чтобы прокормить себя». Впрочем, у депутатов-единороссов свое мнение по этому вопросу: «Образование не ухудшится, потому что существует нижний порог ЕГЭ, по которому могут принять в вуз, и университеты не имеют права его понизить», – уверен депутат Госдумы Валерий Рязанский. По его мнению, хороший балл ЕГЭ может гарантировать, что его обладатель умен. Но в прошлом году вузы уже хватались за голову, увидев действительный уровень знаний первокурсников, так что г-н Рязанский вполне может оказаться не прав.
Вопреки здравому смыслу уменьшение количества студентов не снизит борьбу за места в общежитии. «Где-то ситуация с местами еще больше обострится: благодаря ЕГЭ много ребят из провинции имеют возможность попасть в Москву», – говорит Александр Адамский. К тому же, по его мнению, в случае недобора «своих» студентов вузы и общежития заполнятся иностранцами. О приезжих говорит и Сергей Комков. Правда, не о студентах: «Общежития предусмотрены только для бюджетников. Поскольку тех, кто на бюджете, станет в разы меньше – будет меньше и мест. Остальные места руководство вузов предпочтет сдавать в наем гастарбайтерам. Ведь студенты-платники скорее станут снимать квартиру на несколько человек, чем жить в ужасных условиях за те же деньги в общежитии».