«Где они будут работать?»
Власти не решились на крупномасштабную амнистию к Дню Победы
В пятницу Госдума приняла в первом чтении проект постановления об объявлении амнистии в связи с 65-летием Победы в Великой Отечественной войне. Вместо обещанных нескольких сотен тысяч человек на свободу в результате выйдут лишь 60 заключенных. Еще около двухсот человек, чьи дела находятся на стадии следствия, также смогут воспользоваться правом на амнистию. По мнению экспертов, мизерная амнистия может отозваться волнениями и актами насилия в тюрьмах и колониях.
Объявленная к 65-летию Победы амнистия, которая должна была стать самой масштабной за всю историю, оказалась в результате самой скромной. Документ, разработанный лично председателем думского комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павлом Крашенинниковым, распространяется лишь на осужденных ветеранов ВОВ, тружеников тыла и узников концлагерей, а также жителей блокадного Ленинграда. Ни пенсионеров, ни несовершеннолетних, ни беременных, осужденных за нетяжкие преступления, эта процедура в результате не коснулась.
«Амнистия не будет широкомасштабной и может коснуться от 100 до 200 человек», – заявил на заседании Госдумы Павел Крашенинников. По его словам, правильно было сосредоточиться «исключительно на 9 мая». То есть предполагается выпустить из заключения исключительно ветеранов войны. «В годовщину Великой Победы мы склоняем головы перед воинами- освободителями, тружениками тыла и пострадавшими от зверств гитлеризма, – пояснил г-н Крашенинников. – Предлагаемый проект постановления должен стать одним из проявлений нашего глубокого уважения к представителям старшего поколения, вынесшего на своих плечах все тяготы Великой Отечественной войны». Он также уточнил, что акт амнистии не будет распространяться на убийц и насильников несовершеннолетних.
Такое мизерное количество амнистированных граждан депутат объяснил опасением ухудшения криминогенной обстановки в стране. За 200 ветеранов парламентарий не беспокоится. «Круг этих лиц достаточно узкий, они в возрасте, и выход их из мест лишения свободы никак не повлияет на криминогенную обстановку, – заявил он. – Человек 60 освободятся из тюрем и колоний и отправятся к родным или в дома престарелых, еще человек 200 освободят от ответственности на стадии следствия». Выпускать же 300–400 тыс. заключенных, по мнению г-на Крашенинникова, неправильно: «Где они будут работать, где жить?», – проявил беспокойство г-н Крашенинников.
Одновременно депутаты отклонили два альтернативных проекта, подготовленных фракциями ЛДПР и «Справедливой России», которые были гораздо более радикальными. ЛДПР, например, предлагала выпустить на свободу приблизительно 15–20 тыс. человек. Это совершившие нетяжкие преступления пенсионеры, несовершеннолетние и беременные женщины. На еще более широкой акции настаивала «Справедливая Россия». Освободить планировалось до 450 тыс. человек, совершивших нетяжкие преступления. «Пенитенциарная система в России за 10 лет радикально не улучшилась, тюрьмы и СИЗО переполнены, и в результате наказание оказывается более жестоким, чем предусматривалось приговором суда», – приводила доводы депутат Вера Лекарева. Интересно, что еще в начале марта сам Павел Крашенинников тоже ратовал за гораздо большее количество освобожденных из-за решетки. Тогда он заявлял, что под амнистию могут подпасть около 300 тыс. человек, в том числе 45 тыс., находящихся в заключении.
Напомним, что Госдума объявляла амнистию уже несколько раз. Например, в 1994 году в связи с принятием новой Конституции РФ. Затем в 1995, в 2000 и 2005 годах – в связи с 50-летием, 55-летием и 60-летием Победы в Великой Отечественной войне. И каждый раз на свободу выходило по нескольку тысяч или даже сотен тысяч граждан. Например, в 2000 году амнистия коснулась около 200 тыс. человек.
Председатель организации «За права человека» Лев Пономарев назвал произошедшее «безобразной историей, очередным нелепым шагом по дискредитации власти». «Совершенно очевидно, что широкая амнистия была бы полезна для общества», – сказал эксперт. По словам г-на Пономарева, в России в десятки раз выносится больше обвинительных приговоров, чем в европейских странах. Не верит правозащитник и в то, что масштабная амнистия могла бы ухудшить криминогенную обстановку в стране. «Предполагалось ведь выпустить людей, сидящих в тюрьме по «легким статьям», – объяснил эксперт. – Совершенно очевидно, что никакого ухудшения ситуации не было бы». Зато отозваться это может большим напряжением и разочарованием в колониях. Пономарев не исключил, что там могут произойти всплески насилия и бунты.