Дожить до 2012-го
Правительство аккумулирует ресурсы в бюджет под следующий избирательный цикл
Госдума планирует одобрить в первом чтении правительственный законопроект, направленный на укрепление бюджетной системы страны. Такова официальная цель этого документа, согласно которому отменяется или временно приостанавливается множество норм Бюджетного кодекса. И, в частности, правило о том, что значительная часть доходов от экспорта углеводородов поступает не в бюджет, а в специальные фонды. Теперь в ближайшие три года нефтегазовые деньги должны будут идти прямо в распоряжение правительства. Эксперты уверены, что все эти новации означают: начинается финансовая подготовка к избирательному циклу 2011–2012 годов. Некоторые из собеседников допускают даже досрочные выборы.
Законопроект о внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием закона о бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов пришел в Госдуму в прошедшую пятницу. Решением спикера нижней палаты Бориса Грызлова он был направлен на ускоренную процедуру. В Минфине подтвердили, что данная новация была инициирована самим финансовым ведомством. «Связано это с тем, – охотно делился информацией источник в министерстве, – что доходы и пошлины нефтегазового сектора существенно сократились. Соответственно разделение средств Стабфонда было актуально при профицитном бюджете, а раз сейчас у нас дефицитный бюджет, то удобнее аккумулировать средства на одном счете, то есть направлять напрямую в бюджет». Собеседник газеты пояснил, что законопроект был послан на согласование в правительство. Он уверен: до конца года закон примут.
И действительно, вчера бюджетный комитет ГД рекомендовал депутатам принять проект в среду в первом чтении. При этом замминистра финансов Татьяна Нестеренко призвала думцев закончить с обсуждением законопроекта как можно быстрее. Так и произойдет – в пятницу его скорее всего утвердят в окончательном виде. И в 2010 году правительство Владимира Путина начнет играть по обновленным бюджетным правилам. Их суть после даже поверхностного анализа документа, внесенного кабинетом министров, можно определить так: максимум концентрации финансовых ресурсов страны в федеральном бюджете и минимум контроля над расходованием накопленных таким образом средств.
Для этого, в частности, предлагается отказаться от «священной коровы» путинской эпохи – закачки сверхдоходов от экспорта углеводородов в специальные фонды. Напомним, что сначала в России был создан Стабилизационный фонд, из которого в первое время не выделялось ни копейки. Однако потом – накануне выборного цикла 2007–2008 годов – Стабфонд был разделен на Резервный и Фонд будущих поколений, позднее переименованный в Фонд национального благосостояния (ФНБ).
И вот теперь правительство вышло с инициативой – напрямую зачислять средства в бюджет. Причем кабинет министров открыто указал на то, что в 2010 году Резервный фонд будет являться основным источником покрытия бюджетного дефицита, а в 2011–2012 годах эту роль возьмет на себя ФНБ.
Раз нефтегазовые доходы в него поступать перестанут, не исключено, что к концу этого периода перестанет существовать и сам фонд. Можно также предположить, что отказ от так называемого нефтегазового трансферта в бюджет из фондов приведет и к тому, что исполнительной власти не надо будет отчитываться за расходуемые деньги. По крайней мере такие выводы следуют из предложенного в законопроекте приостановления данной нормы Бюджетного кодекса до конца 2012 года.
Официально же задача законопроекта формулируется правительством так: он подготовлен «в связи с необходимостью временного приостановления отдельных норм бюджетного законодательства об использовании нефтегазовых доходов бюджета в целях своевременной реализации дополнительных мер по поддержке отраслей экономики, рынка труда и отраслей социальной сферы, по социальному обеспечению населения». Интересно, что в Минфине отказались отвечать на вопрос, носят ли внесенные в Госдуму поправки временный характер или же Резервный фонд, а следом за ним ФНБ впоследствии отомрут за ненадобностью?
На Охотном Ряду выражаются более откровенно, называя предлагаемые исполнительной властью изъятия из Бюджетного кодекса «исключительно предвыборными». Например, один из собеседников "Независимой газеты" во фракции «Единая Россия», комментируя фактическую ликвидацию ФНБ, пошутил: судя по всему, всеобщее благосостояние к тому времени будет уже достигнуто. Но потом, посерьезнев, подчеркнул: «В 2011–2012 годах предстоят огромные расходы, ведь ситуация в экономике непростая, а выборы-то проводить все-таки надо...» По мнению собеседника, «именно правительство будет финансировать особо уязвимые места, а это является еще одним косвенным доказательством, что именно Путин пойдет на президентские выборы». Естественно, для начала обеспечив электоральный успех своей партии.
Заместитель председателя комитета ГД по бюджету и налогам Сергей Штогрин выразился еще определеннее: «Пора научиться распоряжаться резервами и грамотно использовать текущие доходы. Не складывать их в ценные бумаги правительства Великобритании и США, а грамотно размещать – так, чтобы они работали внутри страны».
По мнению коммуниста, наличие обоих фондов демонстрировало так называемую окрашенность перечисляемых туда средств: «Чтобы все, и в первую очередь пенсионеры, видели: да, есть деньги, и именно для выплат пенсий в том числе. То есть наличие ФНБ служило некоей гарантией своевременных пенсионных выплат, с тем чтобы не повторилась ситуация 90-х годов, когда была сумасшедшая безработица и пенсии задерживались на несколько месяцев». Теперь же у правительства появятся еще большие полномочия в отношении бюджетных расходов. Усиление финансового блока в правительстве отмечает и директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко.
Уверенность эксперта подтверждают и другие меры, заложенные в законопроекте и направленные на максимальную концентрацию ресурсов. Так, например, кабинет министров намерен предоставить себе право пересматривать утвержденные в законе о бюджете бюджетные инвестиции юридическим лицам. Причем отнимать выделенные деньги можно будет и у госкорпораций, и у частных компаний.
Как уверяют эксперты, главный вызов, стоящий сейчас перед правительством Путина, – выполнить крайне затратные обещания по резкому увеличению пенсий, в том числе и так называемым советским пенсионерам. Еще при обсуждении нового поворота пенсионной реформы высказывались сомнения, что у государства хватит на это денег. И нынешний закон, определяющий способы их изыскания, одновременно подтверждает правомочность этих сомнений.
Между тем член научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров в этой ситуации не исключает и досрочных президентских выборов: «Сейчас планы Минфина занять 18 миллиардов на внешнем рынке пока не увенчались успехом. Поэтому ведомство ищет источники финансирования дефицита. Что касается депутатского контроля над расходованием средств, то они и сейчас невелики. В этом смысле те деньги, которые тратятся сейчас на рост пенсий, можно считать вкладом в рекламную кампанию. И при этом ни правительство, ни премьер никак не объясняют, как они собираются жить дальше». Отсюда, полагает эксперт, можно сделать вывод, что в условиях столь масштабных бюджетных расходов Кремль может прибегнуть к сценарию досрочных выборов: «У нас никакого особого предлога для этого не требуется».