Кина не будет
Почему футбольные власти не хотят разрешить судьям просматривать видеоповторы спорных эпизодов
Международная федерация футбола (ФИФА) окончательно отклонила просьбу Ассоциации футбола Ирландии о включении сборной этой страны в число участников мирового первенства.
Увы, иного итога апелляции ирландцев ожидать было трудно – несмотря на то, что весь мир симпатизировал команде, уступившей французам в стыковых отборочных матчах исключительно по вине судьи, который прозевал циничную игру рукой звездного форварда Тьерри Анри. А ведь грандиозного скандала могло и не быть, если бы ФИФА, последовав примеру большинства других видов спорта, дала добро на просмотр арбитрами видеоповторов в спорных ситуациях. По каким причинам международные футбольные власти противятся внедрению в любимую миллионами игру достижений научно-технического прогресса?
Человеку свойственно ошибаться. К футболу как к самой популярной на планете спортивной игре знаменитое высказывание Сенеки применимо в полной мере. На перечисление всех судейских ошибок, когда-либо повлиявших на исходы матчей различной степени важности, газетной полосы, разумеется, не хватит. Но несколько самых громких случаев напомнить можно. Разумеется, любой болельщик поставит на первое место в рейтинге грандиозных судейских ляпов знаменитую «руку Бога», пришитую к телу Диего Марадоны. Весь мир видел, что в четвертьфинале чемпионата мира-1986 между сборными Аргентины и Англии великий футболист забил мяч в чужие ворота рукой. И только лишь арбитру Али Бен-Насеру из Туниса почудилось, что Марадона сыграл головой. Аргентинцы в итоге выиграли 2:1, Марадона назвал эту победу реваншем за поражение в Фолклендской войне, а многие терзаемые обидой англичане чуть ли не всерьез призывали свое правительство сбросить бомбу на Буэнос-Айрес. Наша сборная тоже пострадала от длани самого знаменитого в мире футбола аргентинца. Точнее, от слепоты шведского судьи Эрика Фредрикссона, в матче чемпионата мира 1990 года между командами Аргентины и СССР не заметившего, что Марадона после удара Олега Кузнецова рукой выбил мяч из собственных пустых ворот.
Ну и, пожалуй, впервые в истории судейская ошибка привела к международному скандалу уже в нынешнем году. В дополнительное время ответного стыкового матча за право поехать на чемпионат мира между сборными Франции и Ирландии форвард хозяев Тьерри Анри дважды подыграл себе рукой, прежде чем отдать голевой пас Вильяму Галласу. Судья Мартин Ханссон из Швеции взятие ворот засчитал, несмотря на яростные протесты ирландской команды. В результате победу по сумме двух встреч одержали французы. Уже на следующий день буквально вся Европа взорвалась возмущением – как арбитр мог не заметить циничное нарушение правил? Обсуждению эпизода был посвящен официальный телефонный разговор между премьер-министром Ирландии Брайаном Коэном и президентом Франции Николя Саркози. Ирландская футбольная ассоциация потребовала от ФИФА назначить переигровку, но футбольные власти ответили отказом, ссылаясь на то, что по правилам решения судьи в поле являются окончательными и обжалованию не подлежат. Ирландцы не сдались и во время встречи с президентом ФИФА Йозефом Блаттером попросили в виде исключения добавить их сборную в число участников мирового первенства. Однако и это предложение, разумеется, было отклонено. Хотя сам виновник произошедшего Анри признал, что переигровка стала бы лучшим выходом из сложившейся ситуации.
В общем, тот факт, что проблема существует, признают все. Как не отрицает никто, что уже лет эдак тридцать-сорок существует прекрасный метод для ее решения. Речь, конечно, о видеоповторах. То, что Марадона в 1986 году забил свой знаменитый гол рукой, видели все, кто смотрел телетрансляцию. Но вот арбитр воспользоваться помощью беспристрастной камеры не мог. Потому что еще в 1970 году ФИФА приняла специальное решение, согласно которому судьям запрещалось при принятии решений каким-либо образом использовать помощь технических средств. А режиссерам телетрансляций даже предписывалось не повторять спорные эпизоды, чтобы, например, резервный арбитр не мог сигнализировать главному о его ошибке. Хотя последнее требование ФИФА в наши дни уже на практике не выполняется, в теории его никто не отменял. Почему же футбольные власти так противятся просмотру судьями видеоповторов во время матча? Официальные лица утверждают, что таким образом будет нарушен естественный ход игры. «Ошибки в футболе допускают все – игроки, тренеры и судьи, – заявил в одном из интервью бывший генеральный секретарь ФИФА Урс Линси. – И они являются частью игры. Я бы назвал это эффектом «первичности матча». Все то, что вы видите во время видеоповтора, уже, если хотите, вторично. Повторы должны использоваться для принятия постфактум каких-либо дисциплинарных санкций – например, дисквалификаций, и только. ФИФА хочет сохранить футбол «живым». Собственно, наша игра является отражением жизни, и мы должны принимать ее такой, какая она есть».
Звучит объяснение красиво, но, увы, неискренне. Главная проблема в том, что естественный ход футбольного матча – миф. Вся естественность пропала с тех пор, как игроки, в том числе самые великие, принялись симулировать травмы. Когда футболист от малейшего прикосновения падает как подкошенный, несколько минут корчится в судорогах якобы от болевого шока, а затем как ни в чем не бывало встает и продолжает игру, о каком «естественном ходе» можно вести речь? Судье ведь приходится матч прерывать. Более того, в паузах футболисты отправляются к своим скамейкам запасных приложиться к бутылкам с энергетическими напитками, и ФИФА, если уж она так печется о «первичности матча», должна была бы запретить этот водопой. Потом, еще один важный момент – замены. На каждую из них игра официально прерывается на полминуты, которые судья потом должен добавить к общему времени матча. Так что же мешает арбитру в спорных ситуациях делать такую же по времени паузу (30 секунд вполне достаточно), чтобы проконсультироваться с запасным судьей, сидящим перед телеэкраном? В конце концов, никто же не требует пересматривать каждое падение. Можно ограничить список моментов, правильность которых позволяется проверять повторами. Начать хотя бы с голевых и тех, что приводят к удалениям.
«Футбольным властям давно пора изменить психологию, – говорит авторитетный шотландский специалист, наставник клуба «Манчестер Юнайтед» Алекс Фергюсон. – Вряд ли хоть один тренер мира выскажется против введения видеоповторов. Футбол идет вперед, и использование новых технологий в помощь судьям назрело. Но ФИФА предпочитает «человеческий фактор». Пока преобладает эта точка зрения, ничего не изменится».
Стоит, правда, отметить, что Блаттер под давлением общественного мнения все же заявил, что ФИФА проведет в ближайшее время специальное исследование о возможности просмотра арбитрами во время матчей видеоповторов. Давно пора. Ведь во многих других игровых видах спорта судьи давно пользуются помощью телевидения. И не только в тех, где используется так называемое чистое время, вроде хоккея и баскетбола, либо где продолжительность матча по определению не ограничена, как в теннисе или бейсболе. Так, в регби, где секундомер, как и в футболе, не останавливается, полевой арбитр либо обсуждает спорный момент со специальным рефери, сидящим за монитором, либо сам смотрит повтор на стадионном большом экране. В американском футболе пошли дальше: там главный тренер команды может в некоторых эпизодах потребовать просмотра видеозаписи. Для этого он выкидывает на поле находящуюся у него в кармане красную тряпочку. По этому сигналу судьи останавливают матч и начинают «смотреть кино». Важная деталь: у тренера есть только две возможности запросить видеопомощь. Но, если в обоих случаях судьи соглашались с наставником, команде предоставляется дополнительная, третья попытка. Таким образом, отсекается возможность злоупотреблять просмотром повторов – тренеры просят проверить правильность судейских решений только в крайне важных случаях.
Но для руководителей другого, более привычного нам футбола пока все эти примеры и доводы – не аргумент. Поэтому в ближайшее время «кина не будет». На предстоящем чемпионате мира в ЮАР, как заявила ФИФА, помощь телевидения использовать не планируется. Более того, дополнительных судей за воротами (что могло бы хоть как-то облегчить жизнь арбитрам в поле) тоже не будет. Вот и приходят иногда в голову крамольные мысли, что у футбольных властей настолько все, что называется, схвачено, что справедливость им не нужна. На это, кстати, недвусмысленно намекали и пострадавшие от руки Анри, которые прямо говорили, что ФИФА куда выгоднее видеть на чемпионате мира большую Францию, чем маленькую Ирландию. Неужели вся эта нашумевшая кампания по продвижению «фэйр плей» в футболе – действительно пустые слова?