НАТО ставит России блок
Москва и Брюссель чуть было не разорвали отношения
Россия и НАТО оказались вчера на грани полного разрыва отношений. Главы МИД стран-членов альянса, собравшиеся в Брюсселе для обсуждения отношений с РФ в свете ситуации в Грузии, решили, что с Россией "невозможно вести дела как обычно". Генсек альянса Яаап де Хооп Схеффер объявил о временном прекращении работы совета Россия—НАТО. В ответ Москва сыграла на обострение: глава МИД РФ Сергей Лавров обвинил альянс в поддержке "преступного режима", а российский постпред при НАТО Дмитрий Рогозин заявил о возможности ответных санкций.
Тучи над Россией начали сгущаться еще до начала заседания совета НАТО, созванного по инициативе госсекретаря США Кондолизы Райс. Еще на борту самолета госпожа Райс начала делать беспрецедентно жесткие выпады в адрес Москвы. "НАТО не позволит Москве одержать победу в Грузии и выстроить новый железный занавес,— говорила она.— Мы воспрепятствуем российским стратегическим амбициям, которые направлены на подрыв грузинской демократии. Русские явно используют свой военный потенциал для нанесения вреда и попыток ослабить Грузию".
Кондолиза Райс припомнила Москве не только военную операцию против Грузии, но и возобновление полетов российской стратегической авиации, о котором Владимир Путин объявил в августе прошлого года. "Это не пройдет бесплатно. Никому не нужна российская стратегическая авиация рядом с Аляской,— предупредила госсекретарь США.— Это опасная игра, от которой русским стоило бы отказаться". Москва устами заместителя главы Генштаба РФ Анатолия Ноговицына вчера отреагировала на эти обвинения. "Это российский вопрос, решение об этих полетах принято верховным главнокомандующим. Стратегическая авиация не будет больше сидеть на приколе,— негодовал он.— Никакого тут криминала нет. Мы летаем там уже полгода". Впрочем, на все остальные претензии Кондолизы Райс Москва отвечать сразу не стала, а предпочла дождаться итогов брюссельского заседания.
Как рассказывали источники в западных дипломатических кругах, заседание проходило непросто. США, многие страны Скандинавии и подавляющее большинство восточноевропейских членов альянса выступили за суровое осуждение действий России и призвали НАТО ускорить предоставление Грузии ПДЧ. Против столь жесткой позиции выступили западноевропейские дипломаты, прежде всего главы МИД Франции и Германии Бернар Кушнер и Франк Вальтер Штайнмайер. Итоговое заявление, принятое после почти четырех часов напряженных дискуссий, стало компромиссным.
Неприятные для России сюрпризы начинаются уже с первого абзаца заявления, где НАТО подписывается под принципом территориальной целостности Грузии. В документе упоминается и необходимость начать международную дискуссию о предоставлении Абхазии и Южной Осетии твердых гарантий безопасности, однако о возможности изменения статуса непризнанных республик, на чем упорно настаивает Москва, там не говорится. НАТО выражает свою поддержку Грузии, которая названа "ценным и долгосрочным партнером альянса". Поддержка выразится в помощи членов НАТО по восстановлению грузинской инфраструктуры, разрушенной в ходе боевых действий. Для этого альянс создаст специальную комиссию НАТО—Грузия по образцу комиссии НАТО—Украина.
Немало места в документе отведено и оценке действий РФ в ходе конфликта, которые названы "непропорциональными и несоответствующими роли миротворца и принципам мирного разрешения конфликтов". НАТО настаивает на соблюдении Москвой "мирного плана Саркози" и немедленном выводе российских войск с грузинской территории в соответствии с этим планом. "Альянс всерьез думает о последствиях российских действий для отношений между НАТО и Россией. Мы решили, что мы не можем вести дела как обычно",— заключают главы дипломатических ведомств.
Впрочем, в документе нашла отражение и позиция стран, не желающих сжигать все мосты в отношениях с Россией. В нем не говорится ни о каких конкретных санкциях в отношении Москвы. Кроме того, высказавшись в поддержку решений Бухарестского саммита НАТО, на котором Грузии и Украине было обещано членство в альянсе, главы МИДов не стали напрямую обещать Тбилиси предоставление ПДЧ уже в декабре. "При решении вопроса будет учитываться развитие событий",— осторожно сформулировали свою позицию члены альянса. А глава британского МИД Дэвид Милибэнд, выйдя к журналистам, вдруг высказался против изоляции России и ее исключения из G8.
После заседания генсек НАТО Яаап де Хооп Схеффер дал пресс-конференцию, на которой сказал, что альянс не собирается закрывать все двери для сотрудничества с Москвой, но в нынешних условиях заседания совета Россия—НАТО проводиться не могут. Условием для их возобновления генсек НАТО назвал вывод российских войск с территории Грузии. Правда, он все же не удержался и сделал пару выпадов в адрес Москвы: "Разногласий между нами не было. Все члены НАТО согласны с тем, что своими действиями Россия нарушила международное право и правила международной игры". Предельно жестко выступила Кондолиза Райс. "Мы приняли жесткое заявление, которое демонстрирует, что этот альянс, НАТО, победивший в холодной войне и дошедший до развала СССР, не позволит проводить новые линии в Европе между странами, которым посчастливилось присоединиться к евроатлантическим структурам, и остальными государствами, стремящимися к демократии,— отчеканила госсекретарь США.— Когда вы начинаете нападать на маленьких соседей, бомбить гражданскую инфраструктуру, заходить в деревни и устраивать хаос — это и называется изоляция".
Ответ России не заставил себя долго ждать. Спустя два часа глава МИД РФ Сергей Лавров собрал специальный брифинг на Смоленской площади. Он обвинил НАТО в том, что альянс встал на защиту "агрессивного и преступного режима" Михаила Саакашвили, и дал понять, что никакого сожаления по поводу прекращения работы совета Россия—НАТО в Москве не испытывают. "Мы сделаем соответствующие выводы,— пригрозил он.— Совет создавался не для того, чтобы учить Россию, как вести себя с грузинским руководством".
Еще более резок в оценках был постпред РФ при НАТО Дмитрий Рогозин. "НАТО лишь продемонстрировало, что эта организация с блоковым подходом — из прошлого, она готова выдать индульгенцию всякой политической шпане,— заявил он.— Заявление НАТО, конечно, мракобесное, но из него ничего не вытекает. Мы увидели сегодня жалкого страуса, который произвел какой-то писк, но ничего реально угрожающего мы не услышали". Сожаления по поводу совета Россия—НАТО Дмитрий Рогозин тоже не испытывает. "Ну не будет совет собираться и не будет — можно подумать, очень они нам нужны. В совете некоторые члены НАТО пытались устроить выволочку России, на которую я реагировал в своем привычном ключе,— сказал он.— Мы тоже пересмотрим наши отношения с альянсом и изменим график политических контактов. На масштабные ответные санкции мы пока не пойдем, но они возможны".
Москва пока не оглашает список возможных ответных шагов. Однако весьма чувствительным ударом по НАТО мог бы стать, к примеру, отказ от соглашения о транзите военных грузов в Афганистан через территорию России.
По мнению российского постпреда, страны Западной Европы фактически поддержали Москву, "вычеркнув из итогового документа наиболее хамские фразы в отношении России". Постпред полагает, что ПДЧ Грузия в декабре не получит, "если в отношениях России с НАТО не произойдет фундаментального раскола". "В неформальных беседах все признаются, что дела с Саакашвили иметь больше не хотят, так что этому сукину сыну я не позавидую",— подытожил Дмитрий Рогозин.
Судя по всему, Москва решила сыграть на обострение. Пока это лишь обмен словесными выпадами, который в общем-то ничем серьезным не угрожает. Но если Россия решится на новые резкие действия в зоне конфликта, то фундаментальный раскол, о котором говорит Дмитрий Рогозин, вполне может произойти.
Желая прояснить истинные намерения Москвы, президент Франции Никола Саркози по завершении совета НАТО связался по телефону с президентом РФ Дмитрием Медведевым, который заверил коллегу, что до 22 августа российские войска оставят Грузию.