Под перекрестным холодом
Запад пригрозил России ухудшением отношений
Эскалация конфликта между Россией и Грузией вокруг Южной Осетии и выход боевых действий за границы непризнанной республики привели к принципиальному изменению позиции США и других стран Запада. Они не просто назвали действия Москвы "опасными и неприемлемыми", но и пригрозили ей ухудшением отношений. В ответ Россия пообещала ужесточить свою позицию по другим, более важным для Запада вопросам. Это не только не сулит скорого прекращения боевых действий в Грузии, но и грозит серьезным охлаждением отношений России с Западом.
Отношение Запада к происходящему в Грузии в корне изменилось после того, как оттуда стали приходить сообщения о российских обстрелах грузинских населенных пунктов (в частности, Гори) и бомбовых ударах российской авиации по аэродромам в глубине грузинской территории. Впрочем, в первые сутки конфликта реакция Запада была сдержанной и сводилась в основном к выражению озабоченности и призывам к прекращению кровопролития. Более того, высокопоставленный сотрудник государственного департамента США заявил тогда на условиях анонимности западным журналистам, что Грузия несет "часть ответственности" в обострении конфликта и что США "на протяжении всего периода настойчиво призывали грузинское правительство любой ценой избежать военного конфликта с российскими вооруженными силами". В выходные представители Вашингтона делали уже совсем другие заявления.
США назвали военные действия России в Грузии "опасными и неприемлемыми". Заместитель советника президента США по национальной безопасности Джеймс Джеффри, находящийся вместе с Джорджем Бушем в Пекине, прямо заявил, что США "будут очень и очень обеспокоены, если подтвердятся сообщения о российских ударах по наземным целям в Грузии". Более того, он пригрозил Москве, что продолжающаяся эскалация конфликта с Грузией нанесет вред ее отношениям с Вашингтоном. Пожалуй, никогда еще с 1991 года США не предупреждали Россию столь недвусмысленно о возможности ухудшения двусторонних отношений из-за какого-либо вооруженного конфликта.
Еще более определенно высказался на условиях анонимности высокопоставленный сотрудник Белого дома. По его словам, применение Россией значительной военной силы, включая бомбардировщики и баллистические ракеты, в далеких от Южной Осетии районах несоизмеримо с угрозой, на которую указывает Москва, и представляет собой "опасную эскалацию кризиса". Кроме того, сотрудник администрации США упрекнул Москву в нежелании вести дело к прекращению боевых действий. "Грузия предложила прекращение огня, а в ответ Россия наращивает наступление, включая бомбовые удары по мирному населению, и отвергает международное посредничество,— посетовал он.— Это непонятно для нас и неприемлемо". И как бы в подтверждение этих слов вчера вечером США внесли в СБ ООН проект резолюции, осуждающей действия России в Грузии.
Предупреждение Москве последовало и из Евросоюза. Председательствующая сейчас в ЕС Франция сделала поздно вечером в субботу специальное заявление, в котором прямо указала на возможные негативные последствия военных действий России против Грузии для отношений Москвы с Брюсселем. Главы стран Балтии и Польши пошли еще дальше. В совместной декларации они осудили "российскую агрессию в независимом грузинском государстве" и заявили о "бессмысленности продолжения программы визового облегчения со страной, которая не соответствует даже минимальным требованиям ЕС".
Президент Франции Никола Саркози предложил от имени ЕС план по прекращению конфликта в Южной Осетии — его продвижением займется глава французского МИДа Бернар Кушнер, срочно вылетевший вчера в зону конфликта. План состоит из трех пунктов: немедленное прекращение огня, полное уважение территориальной целостности Грузии и возвращение положения в регионе к тому, которое там было до начала боевых действий. Перспективы реализации плана будут рассмотрены на экстренной встрече глав МИД ЕС, которая созвана на среду в Брюсселе.
Источники в западных дипломатических кругах не исключают, что на этой же встрече будет обсуждаться и вопрос о направлении в Грузию международного военного миротворческого контингента. По словам собеседников, Западу приходится спешить с этим после того, как российская авиация вывела из строя чуть ли не все взлетно-посадочные полосы на грузинской территории, нанесла удар по порту Поти и начала вводить блокаду Грузии с моря, что сделало крайне сложным "технически и логистически" переброску в Грузию каких-либо воинских частей.
К принятию содержащихся в плане ЕС мер Россию, по данным "Коммерсанта" из околокремлевских источников, настойчиво подталкивали канцлер Германии Ангела Меркель и президент США Джордж Буш, в конце минувшей недели разговаривавшие по телефону с президентом РФ Дмитрием Медведевым. Однако Москва, похоже, не спешит прислушиваться к настойчивым рекомендациям Запада. Даже после того как посольство РФ в Тбилиси получило вчера вечером ноту, в которой говорится, что по распоряжению президента Грузии вооруженные силы прекращают огонь в Южной Осетии и выводятся из зоны конфликта, МИД РФ спокойно ответил, что это не так.
По сути Москва выдвинула ультиматум: сначала Тбилиси выводит все войска с территории Южной Осетии и подписывает соглашение о неприменении военной силы в отношениях с Южной Осетией (а заодно и с Абхазией), а уж потом можно будет говорить о прекращении боевых действий. По утверждению источников, именно такую позицию донес до лидеров Германии и США Дмитрий Медведев. Это же вчера подтвердил и заместитель главы МИД РФ Григорий Карасин. "Необходимы обязательства, зафиксированные на бумаге, потому что на словах верить заявлениям грузинского руководства нельзя",— пояснил он.
Заместитель главы российского МИДа сделал вчера и еще одно примечательное заявление. "Как по команде, некоторые страны заняли позицию критики по отношению к России и сейчас препятствуют осуществлению операции по принуждению к миру, ставя под сомнение методы, цели, темпы,— попенял Западу господин Карасин. И добавил: — Москва это будет учитывать в дальнейшем, когда будет вести переговоры по мироустройству".
Последняя фраза звучит как недвусмысленное предупреждение со стороны Москвы: если Запад не даст ей завершить задуманное в Грузии, она резко ужесточит свои позиции по другим, куда более важным для Запада вопросам. Если это так, то говорить о скором прекращении боевых действий в Грузии не приходится. А это в свою очередь грозит серьезным охлаждением отношений России с Западом.