Коррупции избрали меры пресечения
в виде президентского плана
Президент Дмитрий Медведев вчера подписал национальный антикоррупционный план. В Кремле не ждут скорых результатов от его реализации, однако рассчитывают, что нарушители закона почувствуют неотвратимость наказания. Господин Медведев также призвал власти "не кошмарить бизнес".
Подробности подписанного господином Медведевым плана изложил вчера глава президентской администрации Сергей Нарышкин (он возглавляет межведомственную рабочую группу по противодействию коррупции). План содержит четыре раздела.
В первом речь идет о законодательном обеспечении антикоррупционной кампании. Как пояснил господин Нарышкин, речь идет о принятии закона "О противодействии коррупции", в котором будет содержаться определение коррупции и коррупционного правонарушения, а также прописан порядок уголовного преследования за него. Этот закон президент может внести в Госдуму уже к 1 октября. Позже предполагается внести поправки примерно в 25 законов, в том числе касающихся деятельности милиции, судебной системы и т. д. Среди них в Кремле называют запрет на работу на госдолжностях людей, имеющих судимость, внесение корректив в деятельность судов. В частности, Кремль не устраивает то, что сейчас председатели судов имеют фактически неограниченные полномочия — и по распределению дел между судьями, и по формированию квалификационных коллегий. Это будет изменено, в частности, обсуждается возможность перехода на электронное распределение дел между судьями. Подавать декларации об имуществе и доходах теперь, возможно, придется не только госслужащим, но и членам их семей.
Второй раздел посвящен совершенствованию госуправления. Здесь речь идет о создании справедливой конкуренции в экономике, передаче части полномочий с федерального уровня на региональный с последующим усилением контроля за их исполнением, реализации прав граждан на получение информации. В этом же разделе предусматривается создание в кадровых службах государственных органов подразделений по пресечению коррупции.
В третьем разделе идет речь о повышении правового образования. Предполагается опираться на поддержку Ассоциации юристов России, а также обеспечить доступ населения к телеканалу "Закон-ТВ".
В четвертом разделе перечислены первоочередные меры по борьбе с коррупцией. На администрацию президента возлагается обязанность обеспечить функционирование комиссий по контролю за поведением гражданских служащих, а правительство должно обеспечить переход на электронные торги при продаже конфискованного имущества и закупках для государственных и муниципальных нужд и т. д.
К 1 октября собственные антикоррупционные планы должны разработать ведомства и регионы. О результатах своей работы они будут периодически отчитываться на президиуме рабочей группы по противодействию коррупции. К концу года будет назван и орган, который будет отвечать за борьбу с коррупцией. Пока этот вопрос не решен, хотя в Кремле склоняются к тому, что эти функции получит Генпрокуратура. Специального антикоррупционного ведомства создаваться не будет.
Скорых результатов от антикоррупционной кампании в Кремле не ждут. Разработчики документа подчеркивают, что смысл кампании не в том, чтобы наказать как можно больше людей (ужесточения законодательства в этой части не предполагается). "Главное — не жесткость. Люди должны почувствовать неотвратимость наказания",— разъяснил один из кремлевских чиновников.
О подписании антикоррупционного плана господин Медведев объявил в ходе поездки в город Гагарин Смоленской область. Там он знакомился с условиями, в которых работает малый бизнес. Выслушав жалобы предпринимателей, президент пригласил повторить их приехавшим с ним министрам. "Надо, чтобы наши правоохранительные органы и органы власти перестали кошмарить бизнес,— заявил господин Медведев.— В нашей стране очень важное значение имеют сигналы. Считайте, что такой сигнал получен!" Говоря о нарушениях закона, Дмитрий Медведев был еще жестче. "Надо на это среагировать по всей строгости пролетарской законности,— не выдержал президент.—Что это такое, мы придумываем законы, чтобы бизнесу легче жилось, а они их нивелируют". После этого глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина сообщила о мерах, принятых указом "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности". Она сообщила, что уже отобрано 13 самых массовых видов деятельности, для занятия которыми будет введен уведомительный порядок. Кроме того, по словам министра, отобрано шесть видов деятельности, в которых лицензирование будет заменено на страхование.
После этого слово предоставили бизнесменам. Совладелица фабрики детской одежды "Бэмби" Татьяна Кострова подняла вопрос о камеральных налоговых проверках из-за разницы входящего и выходящего НДС. Кроме того, она возмутилась требованиям предоставления документов, которые не перечислены в законодательстве. Оправдываться пришлось главе ФНС Михаилу Мокрецову, который вынужден был признать, что налоговая служба нарушает закон.
Еще одной претензией, предъявленной госпожой Костровой, стали сроки аренды помещений. Отвечать за это пришлось смоленскому губернатору Сергею Антуфьеву, который признал, что при законодательной возможности заключать договоры на пять лет на практике распространен лишь один год, чтобы "держать бизнес на коротком поводке". Предприниматель Владимир Гайдук, в свою очередь, предложил министрам определиться, что для государства малый бизнес — бюджет или рабочие места. "Если бюджет, то у нас свои методы работы — сокращение доходности, что греха таить,— отметил он.— Малый бизнес все время живет в режиме ожидания наказания". "Так нельзя, мы же не преступники,— заявил господин Гайдук.— Первая фраза всех проверяющих: "Мы вас закроем"".
Подводя итоги совещания, президент призвал проследить за судьбой гагаринских предпринимателей. "Если говорить о малом бизнесе, это, по сути, способ возрождения нашей страны,— заявил Дмитрий Медведев.— Если мы сможем вовлечь в реальное дело 40-50% занятых, мы получим другую страну".