Дело не в Мугабе
Россия и Китай опасаются прецедента
Британские власти заявили, что скоро снова внесут в Совет Безопасности ООН проект по введению санкций против Зимбабве. А пока Лондон и Вашингтон ведут острую полемику с Россией, которая вместе с Китаем наложила 11 июля вето на проект СБ, готовивший санкции против зимбабвийского президента Роберта Мугабе и его окружения. Как пояснил российский МИД, принятие резолюции «создало бы опасный прецедент, открывающий дорогу для вмешательства Совбеза ООН во внутренние дела государств в связи с теми или иными политическими событиями, включая выборы». А это «грубое нарушение Устава ООН».
Еще больше возмутило Москву то, что представители США и Великобритании засомневались в надежности России как партнера по «большой восьмерке», обвинив ее в отходе от договоренностей по Зимбабве, якобы достигнутых на саммите «восьмерки» в Японии. Официальный представитель МИДа Андрей Нестеренко в отдельном комментарии назвал высказывания британцев и американцев «недопустимыми», а постпред России при ООН Виталий Чуркин - «безответственными и фактически неточными».
После голосования постпред США Залмай Халилзад сказал, что поведение России «ставит под сомнение доверие к ней как к ответственному члену «восьмерки». «Народу Зимбабве следовало дать луч надежды, что его страданиям будет положен конец, - заметил британский постпред Джон Соуэрс, - но Совбез не сумел этого сделать». В Лондоне глава Форин-офис Дэвид Милибэнд охарактеризовал голосование Москвы и Пекина как «непостижимое»: «Для населения Зимбабве совершенно непонятно, почему Россия, заявлявшая на саммите «восьмерки» о необходимости финансовых и иных санкций, встала на пути у Совбеза ООН». За проект, подготовленный Великобританией и США, проголосовали девять из 15 членов Совбеза. Против выступили Россия, КНР, Вьетнам, Ливия и ЮАР. Воздержалась Индонезия.
По словам Нестеренко, постпреды США и Британии «в лучшем случае вообще не информированы о дискуссии лидеров «восьмерки», а в худшем - сознательно искажают факты».
Представитель МИД России Андрей Нестеренко пояснил, что в Японии лидеры "восьмерки" намеренно не упомянули в итоговом заявлении о каких-либо мерах по линии Совбеза против Зимбабве. И это было не случайностью, а плодом длительных дискуссий. При этом Россия вместе с остальными членами Совбеза готова к мерам «против тех, кто в Зимбабве прибегает к насилию».
Для России был более желателен компромиссный, без введения санкций, проект резолюции, предлагавшийся ЮАР и поддерживающий посреднические усилия Афросоюза. Но работу над этим проектом заблокировали США и Британия.
Они подготовили другой документ, который предусматривал введение согласно главе VII Устава ООН международного эмбарго на поставки оружия в Зимбабве, назначение спецпредставителя ООН по Зимбабве, запрет на международные поездки президента Роберта Мугабе и 13 его помощников, замораживание их счетов за рубежом.
После голосования в ООН 84-летний зимбабвийский президент Роберт Мугабе заявил, что Россия и Китай помогли ему «победить расистов». Однако США и Великобритания заявляют, что находящийся с 1980 года у власти в бывшей британской колонии Роберт Мугабе не имел оснований 29 июня принести президентскую присягу в шестой раз. Ведь второй тур выборов в Зимбабве прошел 27 июня на безальтернативной основе. А со времени первого тура 29 марта, по данным оппозиции страны, 113 ее сторонников были убиты и свыше 200 тыс. стали вынужденными беженцами. 28 июня Совбез ООН выразил сожаление в связи с проведением президентских выборов в Зимбабве, отметив, что там нет условий для свободного голосования. Ранее он никогда не принимал резолюций в связи с выборами в какой-либо стране, так как эта проблема внутренняя, а не международной безопасности.
Россия и Китай не впервые выступают вместе против наказания другой страны из-за ситуации с правами человека. В январе 2007 года Россия и КНР в Совбезе ООН блокировали проект резолюции США, требовавший прекратить нарушения прав человека в Мьянме (Бирме). А вчера за помощью к Москве и Пекину обратилась еще одна страна - Судан. Ее руководство просит оградить президента Омара аль-Башира от вероятных попыток ареста со стороны Международного уголовного суда, обвинившего суданского лидера в преступлениях против человечности в мятежной провинции Дарфур.
«В российской внешней политике налицо возврат к советским нормам поведения на мировой арене, к формулировкам, что тоталитаризм - это внутреннее дело каждого. А ведь недавно президент России заметил, что у политики должны быть моральные основы», - раскритиковал в интервью «Времени новостей» применение Россией вето директор Института стратегических оценок Сергей Ознобищев. По его оценке, «покровительство странам-изгоям - эта продолжаемая и сейчас линия будет приводить к конфронтации с Западом»: "Если мы хотим вернуть статус великой державы, то ключи к этому не в Мьянме, Судане, Зимбабве и даже не в Китае. Они в партнерстве с Европой и США".