Остался с «Бином»
Михаил Шишханов остается в банковском бизнесе, а сенатор Вадим Мошкович остается без Бинбанка
В феврале 2008 г. было официально объявлено, что Шишханов продаст подконтрольные ему 87% акций Бинбанка сенатору от Белгородской области Вадиму Мошковичу. Сумма сделки не разглашалась, а эксперты оценивали «Бин» в 15-20 млрд руб. Банком с февраля управляют люди Мошковича, антимонопольная служба уже одобрила покупку, слово было за ЦБ. Но вчера выяснилось, что Шишханов передумал. «Учитывая, что сроки по закрытию договора купли-продажи затянулись и цена сделки, оговоренная сторонами в ноябре 2007 г., на сегодняшний день меня не устраивает, мною было принято решение о расторжении сделки», — передал вчера слова Шишханова представитель Бинбанка. По его словам, Мошкович получит неустойку, а нового покупателя на контрольный пакет Шишханов искать не будет.
О том же Шишханов объявил на вчерашнем собрании топ-менеджеров «Бина», рассказал один из них. Предправления «Бина» Вартан Диланян и финдиректор Авет Миракян, представлявшие в банке Мошковича, попрощались с трудовым коллективом. Самого Мошковича на собрании не было, продолжает менеджер, но Шишханов сказал, что с сенатором все согласовано (подтвердить это у него «Ведомостям» не удалось).
Слухи о том, что Шишханов подыскивает покупателя на «Бин», усилились после того, как его дядя и основатель банка Михаил Гуцериев вынужден был продать «Русснефть» структурам Олега Дерипаски и уехать из страны. «Русснефть» к тому моменту была обременена миллиардными долгами перед Сбербанком и Glencore и налоговыми претензиями.
Сам Шишханов, руководивший банком 12 лет, в обращении к клиентам и партнерам объяснял сделку так: «Пора что-то в жизни менять, идти дальше, пробовать свои силы в чем-то новом. Мы вели переговоры с рядом заинтересованных инвесторов, включая иностранные банки. Главным для меня в выборе инвестора была его готовность сохранить бренд банка, команду и обеспечить банку успешное поступательное развитие». Мошкович уверял, что банк органично впишется в группу его активов и, в частности, поможет реализовывать проекты в сфере недвижимости за счет ипотечного кредитования.
Остается загадкой, почему сделка не состоялась, разводит руками гендиректор Национального рейтингового агентства Виктор Четвериков. Срыв таких договоренностей он считает редким для российского банковского сектора: ранее лишь владельцы Промсвязьбанка отказались от сделки с Commerzbank, а владелец «Русского стандарта» Рустам Тарико — от сделки с BNP Paribas. Четвериков допускает, что за то время, пока готовилась сделка с Мошковичем, риски, связанные с бизнесом Гуцериева, попросту исчезли. Гуцериев, по словам знакомых с ним бизнесменов, сейчас проживает в Лондоне, однако он объявлен Россией в международный розыск.
«Бин» только выиграет от возвращения Шишханова, поскольку это его детище, он его создал своими руками и досконально знает, заключает эксперт. Хотя Шишханов не вернется к оперативному управлению, а возглавит совет директоров «Бина», рассказывает представитель Бинбанка.
Банк возглавит Григорий Гусельников, покинувший пост первого вице-президента месяц назад. Узнав о возвращении Шишханова, передумали увольняться и другие топ-менеджеры, ранее написавшие заявления об уходе: члены правления Максим Морозов, Сергей Горащенко, Алексей Колабухов и директор департамента Михаил Агуреев, подтвердили двое из этих менеджеров.