Денежные избранники
Pоссийский парламент — самый богатый
Россия — мировой лидер по числу богачей в органах центральной власти, утверждает американский журнал Forbes. В российском парламенте заседают 12 долларовых миллиардеров с состоянием 41 млрд долл., три четверти из них — в верхней палате. Эксперты отмечают, что слияние бизнеса и власти — общемировая тенденция.
Как видно из исследования журнала, в российском парламенте заседают 12 долларовых миллиардеров. Это 13% от их общего числа в стране. Согласно мартовскому рейтингу миллиардеров Forbes, всего в России их 87, что является вторым показателем в мире после США (469 человек). Основная масса миллиардеров в законодательной власти в России сосредоточена в Совете Федерации, из 168 представителей которого девять располагают миллиардными состояниями. Богатейший из них — Сулейман Керимов, контролирующий компанию «Нафта Москва». Forbes оценил его состояние в 17,5 млрд долл. Далее следует назначенный в начале этого года сенатором от Ленинградской области акционер строительной компании ЛСР Андрей Молчанов. Forbes оценил состояние самого молодого миллиардера в законодательной власти (36 лет) в 4 млрд долл. В нижней палате миллиардеров меньше (три из 450 депутатов), и состояния у них поменьше. По оценкам журнала, самый состоятельный из них — единоросс Андрей Скоч, контролирующий долю в «Газметалле», с состоянием 3,3 млрд долл. (подробнее см. таблицу на с. 2).
Февральский рейтинг журнала «Финанс.» также выявил среди российских депутатов и сенаторов 12 долларовых миллиардеров. Если же считать в рублях, то, по оценке издания, число миллиардеров увеличивается до 12 только в Совете Федерации, а в Госдуме их число увеличивается до 19 человек.
Эксперты отмечают, что соединение бизнеса и власти — общемировая тенденция. По словам гендиректора компании «Финэкспертиза» Агвана Микаеляна, в настоящее время политкампании требуют колоссальных средств. «В конгрессе США также наблюдается сращивание власти и бизнеса. Крупный бизнес идет во власть продвигать интересы своего бизнеса или отрасли, обходя законодательный запрет для парламентариев на занятия бизнесом через перевод своих активов на родственников или холдинговые компании», — сказал он РБК daily. «Минус этой тенденции в том, что финансовые возможности становятся цензом для попадания в парламент. Плюс в том, что люди из крупного бизнеса приносят очень серьезный элемент понимания экономики и переводят политику в более реальное для нее состояние», — заключил эксперт.