Единороссы пойдут в Думу тремя колоннами
Зал Торгово-промышленной палаты в минувшую субботу был переполнен – точно так же, как за три дня до того, когда председатель ЕР Борис Грызлов вручал там удостоверения именитым кандидатам и рассуждал об институте национального лидерства. На этот раз, как и прогнозировала «НГ» 2 ноября, речь шла о формировании идеологических платформ. Таковых оказалось три – к двум известным, «либеральной» и «социальной», добавлена была консервативно-патриотическая.
Сразу отметим: течения и сегодня условны, они продолжают перетекать одно в другое, а в регионах и вовсе объединены в рамках местных единороссовских клубов. Жесткого членства в них не существует.
Первоначально, как уже писала «НГ», планировалось отделить думскую «молодежку» в самостоятельную группу. Предполагалось также одному из течений придать христианско-консервативную направленность (напомним: кандидат в депутаты Госдумы и координатор «Молодой гвардии» Иван Демидов – главный редактор общественного православного канала «Спас»).
Однако, как сказал корреспонденту «НГ» один из основателей Центра социально-консервативной политики (ЦСКП) Игорь Демин, «христианское течение оказалось неустойчивым и «расползлось» между «социальщиками» и «патриотами».
В результате «группу Демидова» будет курировать нынешний глава думского комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Андрей Кокошин. Таким образом, образовалась некая консервативно-патриотическая смесь, в составе которой юная думская поросль вынуждена примерять мало подходящую ей маску консерватора.
Обновленцы, о которых тоже писала «НГ», все еще актуальны как потенциально отдельное течение, однако в партии к ним относятся настороженно: считается, что им не хватает политической культуры. Именно им больше всего, кстати, претит термин «консерватизм», напоминающий этой категории будущих депутатов, по их словам, консервы.
Было заметно, что единороссы, не успев по-настоящему размежеваться, сильно опасаются не переборщить. Видимо, поэтому заместитель секретаря президиума генерального совета «Единой России» Андрей Исаев сообщил, что разногласия между платформами – «ничто по сравнению с той пропастью, которая отделяет нас от левых и правых популистов».
Прояснилась и еще одна важная деталь будущего идеологического сосуществования идейных противников: «Мы дороги друг другу именно тем, что по-разному мыслим и тем самым дополняем друг друга», – подчеркнул Исаев. Правда, в этом случае остается непонятно, почему платформостроительство так затянулось: в свое время предшественник Вячеслава Володина на посту генсека «Единой России» – видный партийный функционер и теоретик Валерий Богомолов был удален с поста именно за попытку легитимизировать робкие попытки внутрипартийного разномыслия.
Как выяснилось, разбивка на течения нужна единороссам исключительно с целью наилучшего исполнения плана Путина. Поскольку, по словам члена президиума генсовета «Единой России» Юрия Шувалова, «при разработке общей программы важны и детали, которые играют значительную роль». Эта необходимость, сказал Юрий Шувалов, и побудила «Единую Россию» создать идеологические центры в партии.
Группа Кокошина–Демидова, дал понять Шувалов, намерена разрабатывать две доктрины, лежащие в основе политической программы ЕР: национальной безопасности и суверенной демократии. Главная мысль субботнего собрания озвучена была Валерием Фадеевым, главным редактором журнала «Эксперт». Глава либерального «Клуба 4 ноября» подчеркнул – современная политическая партия не может ориентироваться на одну социальную группу или слой населения: «Она должна быть ориентирована на все общество, и только тогда она становится мощной политической силой». Товарищ Фадеева по платформе Владимир Плигин кратко описал целеполагание затеянного размежевания. Из его слов следовало, что оно, во-первых, будет недолгим, а во-вторых, завершится в скором времени выработкой идеологии центризма. Указанная идеология, в свою очередь, родит новую философию – государственности. Потому что, по мнению Плигина, «главным в следующем историческом периоде будет построение сильного государства через участие в этой работе свободной личности».
Заседание единороссов проходило в конструктивном духе: обещанная философская система складывалась на глазах. Владимир Плигин, в частности, оповестил собравшихся, что в России никогда не было социализма. На самом деле, оказывается, в стране развивался самый настоящий государственный капитализм со всеми его родовыми признаками. В общем, еще немного, и единороссы должны были бы признать полное отсутствие существенных расхождений с коммунистами, как ведущими строителями госкапитализма, однако они вовремя остановились в рассуждениях, не переступив черту.
Андрей Исаев подчеркнул важность исторического момента: наличие в партии платформ является, по его словам, вкладом в плюрализм. «Единая Россия», подчеркнул партиец, единственная структура в стране, которая не только не подавляет, но стимулирует внутрипартийную дискуссию. Исаев не удержался от того, чтобы помянуть недобрым словом соперников по предвыборной гонке – КПРФ и «Яблоко», изгонявших из своих рядов инициаторов внутрипартийных дискуссий.
Координатору «Молодой гвардии «Единой России» Ивану Демидову тоже очень хотелось публично позаниматься философией. Для этого следовало что-нибудь опровергнуть, лучше – какой-нибудь проверенный временем исторический постулат. И поэтому он категорически не согласился с мнением отщепенцев-либералов, ошибочно считающих, что государство – это в первую очередь аппарат для упорядочения жизни отдельных индивидов. Демидов вбросил в народные массы другую ведущую концепцию государства: как «политически организованной Родины».
Кстати, Игорь Демин в беседе с корреспондентом подтвердил версию «НГ» о целеполагании идеологического размежевания: возникновение течений он объяснил стремлением «через платформы представлять в Думе интересы людей, преданных не сумевшими объединиться правыми силами».
Еще один штрих: в конце недели от «Яблока» отпочковалась новая фракция – социал-демократическая. Так что приходится признать: встает на платформы не только партия власти.