Хирургическая операция
Международные посредники готовы поделить Косово между сербами и албанцами
Вчера в бесконечном косовском сериале грянула сенсация. Запад приготовился решить проблему статуса Косово путем раздела края между двумя непримиримыми общинами - сербами и албанцами. Об этом заявил представитель Евросоюза, германский дипломат Вольфганг Ишингер. Реализация этой идеи может привести к кардинальному пересмотру базового в современной международной политике принципа территориальной целостности государств.
До этого Запад в лице США и Евросоюза активно «продавливал» план спецпосланника по Косово генерального секретаря ООН Мартти Ахтисаари. Документ наделял весь край независимостью под достаточно эфемерным международным надзором. Москва и Белград высказались категорически против. Ведь никакие международные гарантии не предотвратят этническое вычищение Косово и его превращение в стерильное албанское общество. И вот теперь сербам неожиданно предложили «отступные» в виде небольшой части Косово.
Фоном для заявления г-на Ишингера стали более чем скромные результаты поездки на Балканы в конце минувшей недели тройки международных посредников. Спецпредставитель российского министра иностранных дел по Балканам Александр Боцан-Харченко, спецпосланник Белого Дома по вопросам косовского урегулирования Фрэнк Визнер и представляющий ЕС германский дипломат Вольфганг Ишингер, убедившись в несговорчивости сербов и албанцев, готовы отказаться от прежних табу. Впервые на столь высоком уровне сказано о возможности раздела мятежного края Косово на албанскую и сербскую части. Албанская получит независимость под международным надзором, а сербская сможет присоединиться к Сербии.
Последние два года обсуждать этот вариант считалось дурным тоном. Ведь еще осенью 2005 года Контактная группа (Россия, США, Великобритания, Германия, Италия и Франция) обнародовала свои знаменитые три «нет»: «нет» разделу Косово, «нет» его присоединению к другим странам и «нет» возвращению к положению до 1999 года. И вот теперь тройка устами евродипломата объявила раздел одним из возможных решений.
Представитель ЕС заявил: «Принципиальной позицией тройки является готовность поддержать любое соглашение, которого обе стороны сумеют достичь. Это включает все варианты». А отвечая на вопрос о том, идет ли речь и о разделе Косово, подтвердил: «Если они (сербы и албанцы) этого захотят». «Мы призываем обе стороны взглянуть на вещи шире», - отметил г-н Ишингер и добавил, что если Белград и Приштина «продолжат повторять свои традиционные позиции, останется мало надежды на компромисс».
Раздел Косово может привести к пересмотру всей существующей практики миротворчества, ведь до сих пор подобный принцип не применялся ни на Балканах, ни в черноморско-кавказском регионе. «России следует использовать в своих интересах те модели косовского урегулирования, на которых настаивает Запад, - уверен заместитель директора Института славяноведения РАН Андрей Шемякин. - Одностороннее провозглашение независимости Косово и ее признание западными державами даст Москве право поставить вопрос о признании Южной Осетии, Приднестровья, Абхазии. То же самое относится к разделу Косово и переносу этой модели на кавказскую почву. Там тоже можно провести линии разделов между абхазскими и грузинскими, грузинскими и осетинскими районами и селами. В отношении косовского, абхазского и южноосетинского конфликтов должен существовать один-единственный принцип международного права».
Все последние месяцы именно этих аналогий пытаются избежать американцы и западноевропейцы, твердящие об уникальности косовского случая. Оттого и был положен под сукно вариант с разделом в свое время весьма популярный. «Раздел Косово в соответствии с этническим принципом активно обсуждался в кулуарах мировой политики несколько лет назад, еще до начала работы Мартти Ахтисаари», - напомнил в беседе с «Временем новостей» директор Института славяноведения РАН Константин Никифоров. «Тогда главным его оппонентом выступил Белград. Там были убеждены, что смогут сохранить под своей юрисдикцией все Косово, и не желали даже слышать ни о каких разделах. Затем ситуация стала меняться, и раздел края стал казаться многим сербам меньшим из зол. Ведь присоединение к Сербии северной части Косово помогло бы сохранить сербский суверенитет над многими средневековыми православными святынями. Однако к тому времени, осенью 2005 года, международная Контактная группа уже решила не допускать раздел Косово. А сегодня непохоже, чтобы с этим предложением согласились косовские албанцы. К тому же Запад не может не понимать, что раздел Косово позволит применить подобный метод решения межнациональных проблем и к конфликтам на постсоветском пространстве, где западные державы до сих пор твердо поддерживали суверенитет и территориальную целостность тех же Молдавии и Грузии», - отметил г-н Никифоров.
Если ЕС действительно решил поделить Косово, ему все равно придется сильно постараться, чтобы получить на это согласие Белграда и Приштины. «Идея раздела Косово неприемлема для его жителей», - заявил «Времени новостей» министр по вопросам планирования и охраны окружающей среды в косовском правительстве Ардьян Джини, имея в виду албанцев. «Следует учитывать, что именно на севере края расположены важнейшие горнорудные месторождения и перерабатывающие объекты, призванные стать основой экономики независимого Косово. В настоящее время они управляются Косовским трастовым агентством, созданным краевой Миссией ООН. Правительство Косово намерено решить вопросы приватизации этих объектов, в первую очередь горно-обогатительного комбината «Трепча», определения объемов и источников необходимых инвестиций. Следует принять и ряд политических решений, связанных с положением сербского населения северных районов Косово. Нашей целью является вовлечение этих районов в экономическую жизнь края, а не их обособление или отделение», - подчеркнул г-н Джини.
Бескомпромиссно настроены и в Белграде. Вчера пресс-секретарь правящей Демократической партии Сербии Бранислав Ристивоевич подтвердил, что его страна «не отдаст ни пяди своей территории». Помимо негативного отношения сербов и албанцев, у раздела Косово есть еще ряд изъянов. Если провести границу по реке Ибар, оставив за Сербией северную часть города Косовска-Митровица и близлежащие районы Лепосавич, Звечан и Зубин-Поток, то в албанской части все еще останется примерно половина косовских сербов - около 50 тыс. человек. Они проживают в небольших сербских анклавах, разбросанных по остальной территории Косово, в том числе в окрестностях Приштины, на юге края в общине Штрпце и на востоке - в районе Косовска-Каменицы. За пределами Сербии окончательно останется и ряд крупных сербских монастырей - в Грачанице, Печи, Призрене и Дечанах. А значит, неминуемо начнется новая волна «переселения народов». Выдержат ли северные районы, составляющие по площади примерно шестую часть всего Косово, удвоение сербского населения - это большой вопрос.
Разделив край по этническому принципу, мировое сообщество тем самым дезавуирует все свои прежние обещания создать в Косово многоэтническое общество. И сделает подобный принцип урегулирования межнациональных конфликтов крайне притягательным для любителей этнических чисток. Не случайно ведущая приштинская газета «Коха диторе» вчера уже написала, что, допуская раздел Косово, тройка посредников тем самым снимает табу и с присоединения края к соседней Албании.