Не спешите ее хоронить
Политическая сатира в России переживает новый подъем
Еще недавно казалось, что смеяться в нашей стране отныне позволено только над обычными гражданами, над которыми потешаются в «Аншлаге», но ни в коем случае – над чиновниками, министрами и тем более главой государства. Однако политическую сатиру спас Интернет. Сайты с карикатурами на политиков множатся, как грибы после дождя, а действующий президент по количеству анекдотов даже обогнал своего предшественника. Правда, авторы анекдотов про Путина в основном подмечают его положительные качества. Некоторым экспертам это дает повод считать, что анекдоты про главу государства выдумываются специально – для «пиара».
Уровень демократии в стране определяется не в последнюю очередь тем, насколько позволено высмеивать власть имущих. Писатель Виктор Шендерович говорит «НИ», что политическая сатира подобна предохранительному клапану в паровом котле. Она позволяет «выявлять ошибки, делать их публичными и решать». А когда «клапан завинчивают, ошибки накапливаются, и накапливаются до такой степени, что может произойти взрыв». В современной России, по мнению экспертов, клапан до конца не завинчен, но с телевидения политическая сатира исчезла полностью. Программ, подобных «Куклам», «Итого» и «Тушите свет», сейчас в телеэфире нет. Однако политическая сатира местами сохранилась на радио, а в Интернете она и вовсе сейчас процветает, как никогда.
«Умный не скажет, дурак не поймет»
Одними из самых популярных страниц в Интернете являются сайты анекдотов, в том числе политических. Проживающий в США владелец сайта «Анекдоты.ру» Дмитрий Вернер называет «НИ» уход политической сатиры в виртуальное пространство «совершенно естественным», так как «именно Интернет создает для нее наиболее благоприятные условия – мгновенность публикации, интерактивность, полное отсутствие цензуры и легкость распространения».
Некоторые эксперты полагают, что только представленные в Интернете произведения и можно в полной мере считать политической сатирой. Политический художник-обозреватель «НИ» Михаил Златковский утверждает, что те карикатуры и шаржи, которые выходят в печатных газетах и журналах, «назвать сатирой не поворачивается язык, потому что там на рисование накладывается множество табу». Художник-карикатурист Виктор Богорад, публикующийся сразу в нескольких изданиях, подтвердил «НИ» существование ограничений, которые накладывают на художников в редакциях, например, что «такие-то структуры трогать нельзя». В результате «карикатура становится эзоповой, как в Советском Союзе», а художник выражает свои мысли по принципу «умный не скажет, дурак не поймет».
Бывший автор и ведущий телепрограммы «Итого» Виктор Шендерович считает, что свободы у сатириков сейчас стало хоть и меньше, чем было в 90-е годы, но все еще значительно больше, чем во времена СССР. «Сатира не ушла в подполье, так как мы не в Северной Корее, но ее нет и на телеэкранах, так как мы не в Англии и не в Северной Америке», – рассуждает г-н Шендерович. По его словам, нынешний расцвет сатиры в Интернете связан с тем, что «свято место пусто не бывает», однако по качеству виртуальный юмор не сравним, например, с «Куклами», каждый выпуск которых основывался на классическом сюжете и сам по себе становился событием. О влиянии телепередачи свидетельствует хотя бы тот факт, что Владимир Брынцалов в свое время предлагал миллион долларов за то, чтобы его куклу ввели в политический спектакль.
Штирлиц и Вовочка
Президент Путин стал не только самым частым героем теленовостей, но и одним из главных персонажей политических анекдотов. Причем по количеству анекдотов действующий российский президент уже в разы обогнал своего предшественника. Дмитрий Вернер говорит, что в базе «Анекдоты.ру» про Бориса Ельцина числятся 180 анекдотов, а про Владимира Путина – больше тысячи. Однако если Ельцин в анекдотах выставлялся преимущественно в отрицательном свете, то у Путина авторы анекдотов подмечают в основном положительные качества. Темами анекдотов становятся смекалка и находчивость президента, обыгрывается чекистское прошлое главы государства. По мнению г-на Вернера, это связано с соединением в личности президента Путина двух любимых персонажей анекдотов – Штирлица и Вовочки.
Некоторые эксперты связывают положительный образ российского президента в анекдотах с тем, что эти мини-истории выдумываются специально, в целях «пиара». Доцент кафедры стилистики русского языка факультета журналистики МГУ Татьяна Сурикова рассказала «НИ», что не относит произведения с президентом в роли главного героя к образцам сатиры. По ее мнению, это «эксплуатация традиционного русского мифа про хорошего царя и плохих бояр». Часто на этом построено высмеивание всеобщего почтения перед верховным сувереном. Михаил Златковский, со своей стороны, удивляется, что при обилии сатирических материалов в отношении президента в нашей стране почти полностью отсутствуют карикатуры на высказывания Путина, на которых «на Западе можно было бы сделать миллионы». Наконец, Виктор Шендерович убежден, что созданием анекдотов про президента занимается отдельное ведомство в спецслужбах, как в советское время сочинялись и вбрасывались в общественное мнение анекдоты про генсеков. Примером такой «псевдосатиры» является сайт «Владимир.Владимирович.ру». По словам г-на Шендеровича, если пересказать своими словами то, что там описано, то окажется, что «вокруг президента одни убийцы, негодяи, воры, а он в одиночку пытается все исправить. Если это сатира, то я – Майя Плисецкая».
Автор проекта «Владимир.Владимирович.ру» Максим Кононенко сообщил «НИ», что его проект и не задумывался сатирическим, а «больше мелодраматическим». Г-н Кононенко признался, что «иногда укалывает систему, когда она занимается совершенными глупостями вроде нанотехнологий», но «цели обличать что-то у меня там нет». Положительное же освещение действующего президента создатель «Владимир.Владимирович.ру» объясняет тем, что «Ельцин был героем только на танке, а Путин – вообще герой, про которого хочется придумывать и рассказывать». Тем более что президент постоянно дает к этому поводы своими «милыми неловкостями» или высказываниями, такими, как «после смерти Махатмы Ганди поговорить не с кем».
«Из двух зол выбирать большее»
Одним президентом любители шуток не ограничиваются. Окружающих главу государства чиновников Максим Кононенко называет «андроидами», которые «очень смешны сами по себе». И если представители ельцинского окружения были смешны «своими индивидуальными чертами», то нынешние высокопоставленные чиновники «представляют собой единую массу с одинаковыми свойствами и смешны именно своей серостью и похожестью». А вот Михаил Златковский до сих пор жалеет, что ушел с большой политической арены экс-премьер Виктор Черномырдин, потому что «рисовать каждый день его было очень легко и очень смешно». Впрочем, и действующие чиновники постоянно дают поводы для карикатур, потому что, по словам г-на Златковского, «никогда еще не расцветал таким махровым цветом клан дураков, как сейчас».
Показательно и отношение персонажей политической сатиры к карикатурам на самих себя. В США принято ежегодно устраивать выставки карикатур на первых лиц государства, и каждый президент в обязательном порядке посещает этот вернисаж. Там он может выбрать одну из карикатур в подарок. Билл Клинтон однажды остановил свой выбор на рисунке саксофона, вылезающего из ширинки брюк. Столь смелый поступок президента немедленно привел к росту его рейтинга. Виктор Богорад вспоминает, что из всех героев его карикатур попросили свои изображения на память только экономист Андрей Илларионов и сейчас уже экс-министр печати Михаил Лесин.
По мнению Виктора Шендеровича, главным объектом приложения современного сатирика должен стать многократный рост коррупции под патриотическими криками, что Россия поднимается с колен. При этом степень сарказма зависит от важности события, а при наличии двух событий «сатирик из двух зол должен выбирать большее». Или вообще ничего не писать, а просто вспомнить творения сатириков прошлого и позапрошлого веков. «Россия – страна метафизическая, и все у нас уже написано – фельетоны Дорошевича, сказки Салтыкова-Щедрина. Их нужно только читать, но обязательно вслух», – считает г-н Шендерович.
Пятерка лучших политических анекдотов этой недели
1. Дочь Владимира Путина собирается поступать в институт. Конкурс огромный – 40 институтов на место.
2. Объявление: «Высокопоставленный чиновник срочно ищет двойника для визита в Генеральную прокуратуру. Материальная помощь семье гарантируется».
3. Сегодня утром главный санитарный врач России Геннадий Онищенко купил в магазине шпроты. Латвия замерла в тревожном ожидании.
4. В связи с отменой пункта «Против всех» выборы неожиданно для аналитиков выиграла никак не проявившая себя во время предвыборной гонки политическая партия «Все козлы».
5. Вызывает Путин к себе Абрамовича:
– Знаю, Роман Аркадьевич, что вы большой вклад внесли в развитие нашего государства. Поднимали металлургию, нефтяную промышленность, футбольное хозяйство, чукотскому народу сильно помогли... Хочу вас денежной премией наградить. Вот чековая книжка – сейчас впишу любую сумму, какую назовете. Ну, так как?
Абрамович молчит.
– Сколько? Пятьдесят? Сто миллионов?
Абрамович неловко мнется и сопит.
– ДВЕСТИ ПЯТЬДЕСЯТ МИЛЛИОНОВ ДОЛЛАРОВ ДОСТАТОЧНО?!
Абрамович вздыхает и с запинкой говорит:
– Достаточно, Владимир Владимирович... Большое спасибо, Владимир Владимирович...
Путин мягко улыбается, вписывает в чек названную сумму, расписывается, складывает бумажку пополам и всовывает ее в карман пиджака Абрамовича. Потом бережно берет его за локоть и спокойно, но со значением говорит:
– А вот ОСТАЛЬНОЕ надо вернуть, Роман Аркадьевич...