Чиновники трудоустраивают президента
Путин останется рулевым и после 2008 года
2008 год по определению несет в себе массу загадок. Но одна отгадка никем не оспаривается - курс остается прежним. Глеб Павловский, например, уже не раз и не два говорил из телевизора, что Путин не нуждается даже в преемнике. Но все-таки, кем же станет Путин после 2008 года? Его ответ известен: "Кем-кем, человеком!" Но есть и уточнения.
Вчера их неожиданно огласил президент РСПП Александр Шохин. Как президент о президенте. Неожиданность в том, что хотя Шохин, безусловно, вовлечен в большую политику, но вряд ли допущен в ее кадровые кладовые. Зато он многоопытный политик и не стал бы делиться с журналистами своими мыслями на весьма щекотливую тему, если бы не получил добро из Кремля. Впервые, кстати, отзывы Шохина о том, как Путин может сохранить за собой командные политические высоты, корреспондент "Газеты" слышал сразу после встречи Путина с делегацией РСПП 6 февраля 2007 года.
Первая версия Шохина: Путин разыгрывает карту своего политического авторитета дважды. Первый раз - перед думскими выборами. Он заявляет о поддержке, скажем, "Единой России", и она получает конституционное большинство. После чего Путин уходит на партийную работу. В его руках ключ к правке Конституции. Он же может инициировать новый закон о правительстве, сделать его партийным, и в его руках оказывается старая-новая партийная вертикаль власти.
Вторая, запасная версия: Путин становится председателем Конституционного суда. Шохин говорит, что именно в этом качестве Путин станет лидером нации, скорее всего, в качестве высшего арбитра. К тому же толкователем Конституции, которую вот-вот начнут править.
В обоих случаях Путин не просто остается на политической авансцене, но сохраняет шансы вернуться в сегодняшнее кресло.
Остается вопрос, ради кого Путин второй раз будет использовать свое влияние - за кого он порекомендует голосовать в 2008 году. Шохин считает версию "третьего преемника" реальной. Потому что настоящий преемник должен быть "гол, как сокол". То есть в отличие от Медведева с Ивановым он должен быть отделен от крупных финансовых потоков. Фамилий Шохин не назвал, но под эту характеристику вполне подходят, например, Сергей Собянин, Дмитрий Козак или Георгий Полтавченко.