Бомба замедленного бездействия
ФСБ объявила о предотвращении крупного теракта в Москве
Более сотни жителей Москвы встретили День Победы в эвакуации. 8 мая возле дома на Профсоюзной улице сотрудники ФСБ обнаружили машину с бомбой, но разминирование затянулось на сутки. В ФСБ считают, что предотвратили теракт и раскрыли диверсионное подполье в столице. Родственники задержанных чеченцев утверждают, что те собрались на месте происшествия, чтобы посмотреть на разминирование машины своего знакомого.
Жители восьмиэтажного дома 26/44 по Профсоюзной улице даже после завершения разминирования ВАЗ-2107, стоявшего во дворе, возвращались в свои квартиры под присмотром саперов. Ночь они провели на раскладушках в спортзале школы №584, и только в 15.20, уже после обеда в школьной столовой, сотрудники префектуры объявили им, что можно возвращаться. "Милиционеры попросили нас собраться у своих подъездов,– рассказал житель дома Илья Квичко.– Потом каждый из четырех подъездов по очереди проверили взрывотехники, и нам наконец разрешили войти и подняться в свои квартиры".
Разминирование ВАЗ-2107 началось во вторник около часа дня. Тогда же в доме 26/44 и соседних зданиях провели эвакуацию, за которой наблюдал мэр Юрий Лужков. Людей выводили налегке, говоря, что тревога займет пару часов.
Вскрыв с помощью робота-сапера, которым дистанционно управляли из штабного автомобиля, багажник "семерки", взрывотехники обнаружили в нем 20-литровую канистру с бензином и два компьютерных системных блока. Их содержимое робот проверил с помощью рентгеновской установки. В канистре оказался бензин, ничего экстраординарного не было и в одном из системных блоков. При просмотре рентгеном второго выяснилось, что внутри находится металлическая коробка из-под водки "Русский стандарт" с металлическими шариками, пакет с радиотелефоном, детонатором и укороченным автоматом Калашникова.
В наличии оказались все составляющие элементы бомбы: поражающим элементом должны были стать шарики, в качестве дистанционного взрывателя террористы могли использовать радиотелефон. Не хватало взрывчатки. Но при дальнейшем обследовании автомобиля с помощью рентгеновских лучей взрывотехники обнаружили около 20 кг пластита, который был спрятан в спинке заднего сиденья "Жигулей".
По данным экспертов, бомба не находилась в боевом состоянии, но подготовить ее к взрыву можно было за несколько минут. Террорист должен вставить взрыватели в пластит, подключить к ним контакты от телефона Senao (телефон большого радиуса действия), а сам радиотелефон при помощи адаптора подключить к электросети машины через прикуриватель. В результате пультом управления бомбы становилась трубка радиотелефона. Осмотр машины – а для того, чтобы робот мог добраться до ее узлов, приходилось использовать различные манипуляторы и гидропушку – затянулся на сутки. Потом взрывотехники и оперативники занялись другими машинами, припаркованными на соседней улице Кржижановского. Как выяснилось, эти автомобили принадлежали чеченцам, задержанным во вторник вечером на месте происшествия.
По информации "Коммерсанта", на "семерку" сотрудников ФСБ навела информация, полученная оперативниками из Дагестана и Чечни. Один из дагестанских террористов, входивший в известную группировку "Шариат", заключил сделку со следствием и назвал чекистам имена и адреса своих подельников, которые после ликвидации группы в 2005 году разъехались по всей России. Одного из них задержали с бомбой на остановке общественного транспорта в Москве на проспекте Маршала Жукова еще 22 февраля этого года.
На Лорса Хамиева, проживающего в Грозном, информатор указал около недели назад. Чеченца, который, по данным ваххабита, готовил теракт в Москве с помощью радиоуправляемой бомбы, также взяли под стражу. Подозрения в адрес Лорса Хамиева усиливало то обстоятельство, что он задерживался по делу о теракте у ресторана "Макдоналдс" в Москве в октябре 2002 года (теракт, напомним, предварял захват заложников на мюзикле "Норд-Ост"), но в уголовном деле он фигурировал уже как свидетель. По некоторым данным, заминированная "семерка" на Профсоюзной принадлежала Лорсу Хамиеву. Во всяком случае, он снимал квартиру в доме 26/44 и пользовался местом на парковке, закрепленным за владельцем этого жилья. Там и стоял ВАЗ-2107.
Помимо Лорса Хамиева под подозрение по делу о подготовке теракта (ст. 205 УК), а также о хранении оружия и боеприпасов (ст. 222 УК) попали с десяток чеченцев в возрасте от 20 до 30 лет. Дело в том, что молодые представители диаспоры, проживающие в Юго-Западном округе Москвы, традиционно собираются во дворе дома 26/44 по Профсоюзной, в котором прописаны или снимают квартиры их земляки. Здесь происходят встречи, знакомства, обмен новостями. В канун Дня Победы "профсоюзная" тусовка едва ли не в полном составе побывала в следственном управлении столичного УФСБ. Одним из первых забрали 24-летнего студента пятого курса столичной Академии экономики и права Умара Батукаева. Как рассказывает его отец Абдулрашид Батукаев, 8 мая около восьми вечера Умар, услышав из теленовостей о ЧП, поехал на соседнюю улицу, рассчитывая узнать подробности от земляков.
На допросе молодого человека спрашивали, что ему известно про заминированную "семерку", ее хозяине и людях, готовящих теракты в Москве, однако он сказал, что не имеет к происшедшему никакого отношения, а свое задержание назвал "трагической ошибкой". Дома у студента изъяли компьютер и записные книжки, однако его адвокату сообщили, что задержанному в ближайшее время могут предъявить обвинение по 205-й статье. Подозрения основаны в том числе на том, что Умар Батукаев хорошо знал задержанного Хамиева и продал ему машину. Правда, не "семерку", а "десятку". Из знакомых Лорса Хамиева и участников "профсоюзной" тусовки после допросов в УФСБ под стражей остался и Руслан Мусаев. Всех остальных, в том числе и следователя МВД Чечни Руслана Эсмурзиева, после допроса отпустили.
– Я просто оказался не в то время и не в том месте,– сказал Руслан Эсмурзиев.