Ставки на отставки
Разворачивается информационная битва за пост президента Чечни
В четверг вновь сгустились слухи о предстоящих грандиозных кадровых переменах в Чечне. В первой половине дня ряд информационных агентств сообщил со ссылкой на источники в полномочном представительстве республики при президенте РФ в Москве, что в отставку ушел секретарь совета по экономической и общественной безопасности Чечни Герман Вок. Кроме него, в числе отставников были названы два советника президента Чечни Алу Алханова и заместитель руководителя департамента внешних связей его администрации. Часть комментаторов поспешили истолковать сообщение об отставках как ослабление команды г-на Алханова и признак его неизбежной скорой отставки, которая освободила бы кресло президента Чечни для ее нынешнего премьера Рамзана Кадырова. Но уже через несколько часов стали поступать опровержения сообщений об увольнениях. А к вечеру источник в администрации полномочного представителя президента России в Южном федеральном округе категорически заявил, что существенные перестановки в системе исполнительной власти Чечни не планируются.
Несмотря на опровержения, информация об отставках еще более сгустила фон противостояния между премьер-министром и президентом Чечни. Хотя оба они регулярно заявляют, что конфликт является плодом воображения недобросовестных журналистов и политиков, стремящихся нарушить хрупкую политическую стабильность в республике, противостояние в последние несколько недель приобрело характер публичного. Причем атакующей стороной явно выглядит премьер-министр и его сторонники. Две недели назад муфтий Чечни в специальном обращении к верующим обвинил президента Алханова в разжигании религиозной розни в связи с тем, что глава республики в одном из своих интервью упомянул о смерти шейха Кунта-хаджи, жившего в XIX веке и сосланного царскими властями. Муфтий счел, что упоминание о смерти шейха недопустимо оскорбляет чувства верующих, которые считают, что Кунта-хаджи продолжает жить в мистическом сокрытии и рано или поздно вернется на родину. Обратиться к согражданам с пояснениями президент, судя по всему, не может: по некоторым данным, он лишен доступа к республиканскому телевидению.
Уже на этой неделе в интервью журналу «Профиль» сам Рамзан Кадыров обвинил своего шефа в бестактности и политической близорукости и посетовал, что тот 170 дней в году проводит в командировках за пределами Чечни. Г-н Кадыров еще раз подчеркнул, что "не хочет быть президентом республики - во всяком случае, таким как Алханов". Критике со стороны премьера подвергся и главный герой вчерашней интриги с отставками, секретарь совбеза Чечни Герман Вок - единственный, кто публично принял сторону президента в «религиозном» скандале.
Глава совбеза считается одним из немногочисленных последовательных сторонников президента Алханова, оставшихся на ключевых административных постах в Грозном. Совет безопасности, который премьер-министр Кадыров попытался в прошлом году распустить, был заново создан Алу Алхановым в расчете на усиление своих позиций в республике, и возглавил его человек, не относящийся к «команде Кадырова». Вчера пресс-служба чеченского президента сообщила, что г-н Вок всего лишь ушел в отпуск и ни о какой отставке речь не идет. Лично Герман Вок, как и советник президента, никаких комментариев не давал. Однако сам по себе отпуск одного из ключевых сторонников президента в столь напряженный момент выглядит довольно тревожным сигналом. Тем более что в северокавказской политической практике отпуска и даже больничные часто заканчиваются отставкой - даже если сами отдыхающие до последней минуты верят, что еще вернутся в свой офис.
Тем не менее единственный из упомянутых «отставников», кто сам подтвердил вчера, что написал заявление об уходе, был заместитель руководителя департамента общественных связей Рамзан Амерханов. Г-н Амерханов сообщил журналистам, что обратился с прошением об отставке несколько дней назад, но соответствующий указ президентом пока не подписан.
Никаких официальных комментариев относительно последних кадровых новостей никто в Чечне вчера не давал. Но неофициально чиновники подтверждают, что «нет дыма без огня»: всплеск паники среди людей президента имел место и мог быть вызван слухом о скором уходе последнего. Кроме того, сторонники Алханова в Чечне работают в условиях постоянного давления, не чувствуя при этом надежного тыла. В любом случае и без того небольшое число сторонников Алу Алханова может еще более сократиться. А это приведет к тому, что президент полностью утратит контроль над ситуацией в республике.
Часть федеральных политиков рассматривает президента Чечни как политическую фигуру, способную уравновешивать темперамент и амбиции влиятельного премьера - Рамзана Кадырова. Политологи обращают внимание, что г-н Алханов, в первые месяцы своего президентства выступавший простым статистом при г-не Кадырове, которому до президентства не хватало возраста, в последнее время стал более активен и самостоятелен. Но в случае, если «команда Алханова» в Грозном перестанет существовать, его пост полностью обесценится, и полноправным хозяином республики станет г-н Кадыров, даже если прогноз чиновников ЮФО верен и формальной смены главы республики не произойдет. В Чечне и так уже создан уникальный для России прецедент распределения реальной власти между главой региона и премьер-министром в пользу последнего.
Между тем представители «старой антидудаевской оппозиции», до сих пор составляющие наиболее лояльную по отношению к России часть чеченской элиты, предостерегают, что уход законопослушного Алханова и ставка на непредсказуемого Кадырова будет означать неизбежное возвращение Чечни к состоянию горячей точки - пусть и не сразу, а через несколько лет: «Нельзя строить надежную политическую систему, опираясь на штыки тех, кто еще недавно воевал в рядах незаконных формирований».
Сам г-н Алханов, по сведениям из его окружения, пока не собирается уходить в отставку, кроме как в том случае, если этого потребует президент России. Его дипломатичные сторонники, как и более эмоциональные сторонники г-на Кадырова, тоже ждут «отмашки» из Кремля, которая положила бы конец утомительному и небезопасному противостоянию.