Лебедей ощипали повторно
Шоу "Трокадеро" в Московском театре эстрады
Американская шоу-труппа Les Ballets Trocadero de Monte-Carlo (США) уже 30 лет потешает мир пародиями на классический танец. Основанная в 1974 году и прославившаяся участием в бродвейских шоу, она показывает полуцирковые композиции, где мужчины уморительно смешно изображают балерин, напяливая пуанты 45-го размера, огромные пачки, накладные бедра, бюсты и чередуют утрированные ужимки с акробатическими трюками.
Наша публика хорошо знакома с подражаниями их жанру (программы петербургского «Мужского балета Валерия Михайловского» и «Светлый ручей» Алексея Ратманского в Большом театре). Оригинал москвичи впервые увидели пару лет назад. И вот новый приезд. Те же пуанты-бюсты-перья. Та же (за исключением пары номеров) программа. И та же неувязка, гораздо более забавная, чем все клоунские ужимки: труппа не столько смеется над классикой, сколько восхищается ею, маскируя желание танцевать качественную хореографию атрибутами пародийного жанра.
Одна из реальных проблем сегодняшнего серьезного танца состоит в том, что многие хореографы затрудняются о чем бы то ни было поведать миру и лишь перебирают свои и чужие пластические находки последних десятилетий. Танец утрачивает свойства художественного языка и превращается в набор приемов, которые легко объявить клише или штампами. А что же делать со штампами, как не пародировать их? Но когда, подобно Trocadero, вы берете "Лебединое озеро", что именно вы станете передразнивать? В том-то и проблема: классическая хореография Льва Иванова не штамп, а самое что ни на есть открытие своего времени.
Trocadero уходит от этого вопроса и с классиком не соперничает. Воспроизводя основные эпизоды второго акта, тут забавляют публику привходящими деталями: комичными ужимками дюжих лебедей, то падающих некстати посреди действия, то лихо отплясывающих танец пресловутой четверки, опереточными истериками злого волшебника, за ногу оттаскивающего двухметровую "Одетту" от туповатого принца, и тому подобными шутками.
Трансформировать и пародировать танцы, изначально предназначенные женскому кордебалету и солисткам, не приходится. Достаточно лишь их освоить, чтобы получился комичный спектакль. Trocadero так и делает. Танцовщики, судя по всему, рады исполнять качественную хореографию, за которую им было бы не взяться вне пародийного жанра. Объект пародии, таким образом, побеждает тех, кто собирался его высмеивать.
То же самое происходит со знаменитым романтическим ансамблем "Па де катр" - портретом звезд XIX века, составленным из фрагментов их партий. Trocadero предлагает шарж, не тратя фантазии на трансформацию хореографии, а просто заменяя высокую балерину приземистым танцовщиком, худую - мускулистым и так далее. Ну а самый смешной в коллекции шаржей Trocadero - "Умирающий лебедь": сухопарый танцовщик, загримированный древней старушенцией. Дрожащими ногами он выписывает рисунок фокинской хореографии, а из его куцей пачки сыплются лебединые перья.