Правящее большинство
Правда ли, что миром правят троечники
“Неправда!” — делает вывод компания Romir Monitoring. Лет пятнадцать назад троечников в народившемся российском бизнесе и правда было немало. Но теперь их окончательно и бесповоротно потеснили хорошисты.
С 14 по 20 декабря 2006 г. компания Romir Monitoring по просьбе “Ведомостей” проводила исследование с целью сопоставить школьную успеваемость и карьерные достижения россиян. Опрос проходил в семи федеральных округах, 45 субъектах Российской Федерации, опрошено около 1500 человек старше 18 лет.
Выяснилось, что среди топ-менеджеров большинство составляют хорошисты (56%), одинаковое количество бывших отличников и троечников (22%) и ни одного двоечника. 51,8% предпринимателей или владельцев бизнеса учились на “хорошо”. 30% из этой категории были в школе троечниками, отличниками — всего 14%, а 4,2% — двоечниками. Как ни странно, среди неработающих граждан заметно больше отличников и хорошистов (12,2% и 54,5%, соответственно), чем троечников и двоечников (28,1% и 3,7%).
“Показатели опроса говорят о том, что большинство во всех профессиональных категориях составляют хорошисты. Их больше и просто среди выпускников школ, — анализирует данные Татьяна Четвернина, директор Института управления социальными процессами, проректор Государственного университета — Высшей школы экономики. — Но, на мой взгляд, утверждение "троечники правят бал" сегодня имеет некоторое основание. И это не вина бывших школьников, а вина школьного образования, ограничивающего свободу мысли, творчества и действий подростков, приучавшего их подчиняться указаниям, а не мыслить самостоятельно”.
“Думаю, причина успеха многих троечников в их высоком эмоциональном коэффициенте. Для успехов важны интуиция, умение слышать и понимать людей, внутренняя свобода. Это напрямую не зависит от уровня интеллекта и академических знаний”, — размышляет Андрей Милехин, президент исследовательского холдинга Romir Monitoring (он учился на “4” и “5”).
Громкие троечники
“Я горжусь тем, что был троечником в школе, — говорит Дмитрий Коннов, гендиректор Universal Music Russia. — Не понимаю, зачем нужно было выслушивать все эти лекции о валентностях, ведь в жизни необходимо знать немного обо всем и все о немногом. Как дипломированный педагог-историк, окончивший МГПИ им. Ленина, утверждаю, что ребенка нужно учить системному мышлению, а не зазубриванию аксиом, которые часто опровергаются на практике”. “Косность некоторых школьных учителей убивает интерес к познанию мира”, — готов поддержать его Владимир Мельников, основатель и владелец компании “Глория-Джинс”. По его словам, по устным предметам у него были “5”, зато по письменным он часто получал колы и двойки.
“Троечники, как и отличники, бывают разными”, — скептически замечает Евгений Чичваркин, председатель совета директоров “Евросети”. В первые годы учебы он был в числе лучших в классе, а затем в 7-8-м классах скатился до троек, но к выпуску снова стал отличником. “Тупые, ленивые троечники никогда не добьются ничего в жизни, — уверен он. — В бизнесе могут быть успешны лишь амбициозные троечники, способные ломать стереотипы и заполнять пробелы в образовании опытом”.
Тихие хорошисты
“Думаю, троечники лишь пытаются править миром. На самом деле им правят отличники”, — говорит бывший отличник Павел Астахов, ныне адвокат Московской коллегии адвокатов. “Аферистам-троечникам это просто не дано, ведь всю жизнь нельзя полагаться лишь на везение! — восклицает хорошист-отличник Игорь Парфенов, гендиректор "Мегафона-Москва". — Иногда отличники — консервативные тихоходы, зато они гораздо реже ошибаются”.
“Привыкнув четко выполнять задачи, поставленные педагогами, в дальнейшем привыкаешь выполнять задачи, поставленные перед самим собой”, — убежден отличник Александр Глушков, владелец сети салонов красоты “Моне”. “В школе у меня были только пятерки, но в карьере мне это не помогало… впрочем, и не мешало, — размышляет Аркадий Волож, гендиректор “Яндекса”.
“Миром правят хорошисты”, — уверена Галина Мельникова, член правления финансовой корпорации “Уралсиб”. Перфекционист-отличник привыкает к победам и славе, он может легко растеряться в ситуации, когда кто-то окажется лучше него. Троечник — спринтер по натуре — привыкает к случайному везению и посредственным результатам. Ему трудно выдерживать длительные нагрузки. Хорошисты — те, кому важнее знания, а не слава. Для них дело выше личных амбиций. Сама Мельникова из потомственных хорошистов, хорошисткой была ее старшая дочь Анастасия (25 лет) — ныне директор по маркетингу Объединенной финансовой группы “Инвест”. 14-летний сын Антон был хорошистом в московской школе, теперь он один из 10 лучших учеников школы Stowe под Лондоном.
Отличные исполнители
“Если бы мне сейчас пришлось набирать персонал в компанию, педантичных перфекционистов-отличников я бы пригласил на должности исполнителей. На менеджерские — наиболее творческие позиции — позвал бы авантюристов-троечников, ведь они — двигатели бизнеса”, — делится соображениями Андрей Коркунов, председатель совета директоров Одинцовской кондитерской фабрики (в школе был типичным хорошистом). По мнению Коркунова, троечники не боятся ошибок: “Они часто полагаются на интуицию там, где консервативные буквоеды-отличники предпочитают долго просчитывать ситуацию”.
“Отличники-интеллектуалы зачастую не могут похвастаться высоким уровнем эмоционального развития и, к сожалению, не всегда достигают карьерных вершин”, — говорит Милехин.
“В основе школьной успеваемости и успехов в бизнесе лежат совершенно разные вещи”, — размышляет Анна Бурова, заместитель генерального директора компании “Экопси Консалтинг”. — Какие качества необходимы ученику, чтобы быть успешным? Аккуратность, честность, ответственность, дисциплинированность, хорошая память. Какие качества отличают успешного бизнесмена? Готовность ставить новые цели и достигать их, активная жизненная позиция, понимание своих слабых и сильных сторон, умение выстраивать отношения с людьми, способность воодушевлять их“. По ее мнению, бывший троечник имеет такой же шанс стать успешным руководителем, как и отличник. Но отличник — человек, привыкший аккуратно выполнять порученное задание и получать поощрение за хорошо сделанную работу. В высококонкурентной бизнес-среде, где поощрения никто не гарантирует, такие люди зачастую быстро теряют мотивацию и правильную самооценку. Поэтому в начале 90-х гг. в России у руля встали троечники, им в отличие от бывших отличников и хорошистов было проще приспосабливаться к недружелюбной, хаотичной среде, рисковать, принимать нестандартные решения.
“Предприимчивость — качество, заложенное генетически, — уверен Глушков. — Но троечник на одной наследственности не выедет в большой бизнес. Основав свой бизнес, троечники сегодня нанимают отличников-менеджеров для управления им”.
“Сегодня сильные вузы отбирают лучших и дают им те знания и навыки, которые делают их впоследствии успешными бизнесменами, предпринимателями и управленцами”, — считает Четвернина из Высшей школы экономики. На ее взгляд, уже через несколько лет миром будут править не троечники и даже не хорошисты, а отличники.