Личная инфляция
Британцы получили общедоступный статистический инструмент
Вам кажется, что цены на товары и услуги растут быстрее, чем свидетельствуют официальные данные по инфляции? Британские власти решили рассеять недоверие граждан к статистике, и теперь каждый может рассчитать инфляцию лично для себя. Россиянам подобные расчеты недоступны из-за не очень высокого качества статистики и собственной безалаберности.
Вчера министерство национальной статистики (ONS) Великобритании разместило на сайте персональный инфляционный калькулятор. Любой желающий может ввести данные о расходах и месте жительства и посмотреть, как выросла в цене его личная потребительская корзина. В калькуляторе используются те же компоненты, что и в индексе потребительских цен (ИПЦ) — основном индикаторе инфляции: продукты питания, бензин, плата за коммунальные услуги, выплаты по ипотеке, мебель, бытовая техника и др.
Инфляция — статистический показатель, к которому люди относятся с наименьшим доверием, говорит руководитель исследовательского отдела ING Bank Юлия Цепляева: “Никто не сомневается, что в России растет экономика, а 9%-ная инфляция у многих сильно расходится с личными ощущениями”.
“Чтобы удостовериться, что реальная инфляция превышает официальную, достаточно посмотреть, как выросли ваши расходы на жизнь”, — говорит директор Stockcube Research Дэвид Фуллер, живущий в Лондоне. Карен Даннел, сотрудник ONS, объясняет разницу тем, что официальные данные основаны на усредненном показателе о расходах типичной семьи: “Нет похожих семей, и воздействие на них инфляции определяется тем, как они тратят деньги”. Инфляция выше для семей, тратящих больше денег на услуги: например, плата за обучение в школе в Великобритании за последние 10 лет выросла на 90%, а цены на одежду и обувь упали на 40%.
ONS намерено вести просветительскую работу, ежемесячно публикуя популярные отчеты об инфляции. Во вчерашнем заявлении чиновники объяснили, что цены на часто приобретаемые товары и услуги растут быстрее, чем на редко приобретаемые.
В сентябре 2006 г. инфляция в годовом выражении для ежемесячных покупок, включая еду, питье, бензин, электричество и др., составила 4,9% при официальном ИПЦ 3,6%. Если к этим покупкам добавить ежеквартальные (одежду, спорттовары, бытовые и ряд иных услуг), инфляция составит уже 4,4%. Годовые покупки (путешествия и др.) сведут ее до 3,9%, а покупки, совершаемые реже чем раз в год (автомобили, бытовая техника), — до искомых 3,6%.
Единого мнения о том, как правильно считать инфляцию, нет и среди чиновников. В США, например, министерство труда рассчитывает традиционный ИПЦ, а Федеральная резервная система (ФРС), регулирующая инфляцию с помощью процентных ставок, предпочитает использовать собственный индекс персональных расходов, имеющий несколько другие компоненты. Этот индекс традиционно ниже ИПЦ. К тому же ФРС ориентируется на его базовый показатель, не включающий волатильные цены на продукты питания и энергоресурсы. Это заставляет многих наблюдателей обвинять власти в сознательном занижении инфляционных показателей. “Мы все покупаем еду и энергоресурсы, и инфляция в этих группах товаров весьма ощутима”, — говорит Джон Молдин, издатель инвестиционного бюллетеня Investors Insight. Председатель Банка Англии Мервин Кинг в прошлом году тактично попенял ФРС на то, что в своей политике она ориентируется на базовую инфляцию.
В России год назад компания ФБК подсчитала инфляцию, основываясь на данных отраслевых ведомств. ФБК, в частности, выяснила, что, по данным Минсельхоза, разные сорта говядины в 2005 г. подорожали на 28-31%, а куриные окорочка — на 23-25%, тогда как Росстат показал рост цен на мясо и птицу на 18,6%. По оценке ФБК, инфляция в 2005 г. составила 13% против официальных 10,9%.
В последние годы быстрее всего росли цены для среднедоходных групп населения (6000-10 000 руб. в месяц доходов на члена семьи), отмечает эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Игорь Поляков. В частности, объясняет он, “бедным государство компенсирует повышение затрат на ЖКХ, а богатые его не чувствуют”.
Поляков с одобрением относится к новаторству британских властей. А начальник аналитического отдела казначейства Внешторгбанка Николай Кащеев считает, что для России подобная “игрушка” вряд ли подойдет: “Это на Западе привыкли скрупулезно считать расходы, а у нас лишь один из сотни знает собственные расходы, а остальные — безалаберные разгильдяи”. Сам он не может вспомнить, на что потратил “дикие суммы” в новогодние каникулы.