Опошлинные отношения
Лукашенко копает нефтяную могилу и себе, и России
Вздох облегчения, который одновременно испустили в России и Европе после заключения газового соглашения между РФ и республикой Беларусь за 2 минуты до наступления нового года, оказался преждевременным. Не прошло и трех дней, как Лукашенко показал свой характер и норов: белорусы задним числом ввели с 1 января таможенную пошлину на транзит российской нефти в Европу. И теперь хотят взимать с российской “Транснефти” по 45 долларов за каждую перекачанную в Старый Cвет тонну. Долгожданный газовый мир обернулся неожиданной нефтяной войной.
Как объяснил белорусский Батька, на эти шаги его подвигла-де Россия, которая в начале декабря объявила о введении экспортных пошлин на нефть для Белоруссии. При этом Лукашенко предпочел забыть, что, покупая российскую нефть практически по нашим внутренним ценам, Белоруссия не только продает на Запад произведенный из этого “черного золота” на своих НПЗ бензин, но и впрямую гонит российскую нефть в Европу по мировым ценам. То, что братья-белорусы получали нефть таким способом, действительно было прописано в договорах. Но там записано и другое: соглашение о разделе экспортных пошлин по поставке в третьи страны нефти и нефтепродуктов. Вот только Батька уже с 1998 года “забывает” перечислять России положенные ей деньги, предпочитая вместо них кормить российскую сторону обещаниями создать Союзное государство. А все попытки вернуться к этому вопросу игнорирует с чисто белорусской безмятежностью.
Объявление новой таможенной пошлины на чужой товар и стало таким ответом. От которого опешили не только в Европе, но и в США. Ведь 70 млн. тонн российской нефти для Европы Белоруссия лишь транспортирует. Во всем мире в таких случаях принято брать плату за транзит, которая и без того исправно поступает в белорусский бюджет. А то ведь, если продолжить в этом духе, то можно устанавливать экспортные пошлины и на транзитные грузы, перемещаемые по железной дороге или по автомобильным трассам. Кстати, никто из транзитных государств еще не додумался брать экспортные пошлины за транзит.
Между тем цена вопроса исчисляется не только гигантскими суммами. Через Белоруссию в Европу ежегодно поставляется порядка 70—80 млн. тонн нефти из общего объема в 200 млн. тонн предназначенного для Старого Света российского “черного золота”. 45 баксов пошлины за тонну выливается таким образом в 3,1—3,6 млрд. долларов. Но еще важнее, что порядка 40% российского нефтяного экспорта в Европу может быть заблокировано Батькиной командой. Если Россия не поддастся на нефтяной шантаж, то Лукашенко может объявить всю транспортируемую через его страну нефть контрабандой и примет меры вплоть до ее конфискации в доход своего государства. Во всяком случае, главу “Транснефти” Вайнштока уже вызвали в белорусский суд по делу о контрабанде нефти.
Развитие ситуации по пути конфронтации грозит обеим сторонам неисчислимыми потерями. Россия потеряет деньги и репутацию надежного поставщика. Антироссийские силы в Европе захлебнутся от восторга, получив в руки очередные козыри. Но если наша страна решится на борьбу до конца, то белорусский Батька потеряет еще больше: власть, а значит, страну. Экономика Белоруссии не может существовать сама по себе: она завязана на поставки либо из России, либо в Россию. А на одной картошке долго просидеть не удастся. Введение визового режима с соседней страной еще больше осложнит ситуацию для правящего там режима. Луку сбросит даже не народ, а те, кто его сейчас поддерживает, чтобы самим остаться при власти и деньгах. Дальнейшая участь Лукашенко в таком случае незавидна.
Впрочем, есть и мирный путь, когда в течение ближайших двух дней российские и белорусские переговорщики придут к какому-нибудь компромиссу. И Минск уже выразил готовность к таким переговорам. Вот только не стоит возлагать на них слишком большие надежды. Тот же вопрос по газу был поставлен еще весной 2006-го, а решился лишь за 2 минуты до времени “Ч”. Батька, похоже, закусил удила и на полной скорости несется к пропасти. Во всяком случае, глава “Транснефти” уже объявил, что белорусы начали “несанкционированный отбор” нефти, предназначенной для Европы. А вчера российская нефть перестала поступать в Польшу и Германию. И хотя ее подачу пообещали восстановить в течение нескольких часов, это является грозным симптомом. Нефтяное противостояние, выросшее из заключенного газового перемирия, грозит перерасти в полномасштабную экономическую холодную войну на уничтожение.
P.S. Как заявило в понедельник вечером Минэкономразвития РФ, Москва не намерена вести с Минском какие-либо переговоры до тех пор, пока Белоруссия не отменит так называемые экспортные транзитные пошлины.
Цитата дня
“Белоруссия пустилась во все тяжкие, начав отбор за неуплату Россией незаконно введенной пошлины. Это смахивает на торговую войну”.
Статс-секретарь, заместитель министра экономического развития и торговли РФ Андрей Шаронов.