Дисконт Путина
“Газпром” получил 50% “Сахалина-2” за $7,5 млрд
Борцы за экологию Сахалина сделали свое дело: “Газпром” заплатит за контроль над “Сахалином-2” только $7,45 млрд. А Shell, Mitsubishi и Mitsui получат на несколько миллиардов меньше рыночной цены. Поздравляя участников с удачной сделкой, президент Владимир Путин пообещал им, что их главные проблемы позади.
Проект “Сахалин-2” разрабатывается на условиях соглашения о разделе продукции (СРП) и предполагает освоение Пильтун-Астохского и Лунского месторождений с извлекаемыми запасами 150 млн т нефти и 500 млрд куб. м газа, а также строительство газопровода с севера на юг Сахалина, завода сжиженного природного газа мощностью 9,6 млн т в год и нефтяного терминала. Оператор проекта — Sakhalin Energy. Его акционеры — Royal Dutch Shell (55%), японские Mitsui (25%) и Mitsubishi (20%). В 2006 г. было добыто 1,6 млн т нефти.
О том, что “Газпром” получит контроль в проекте “Сахалин-2”, председатель правления монополии Алексей Миллер объявил в Кремле, где Путин собрал всех участников сделки: президента Mitsubishi Йоришико Коджиму, президента Mitsui Шоена Уцуду, Royal Dutch Shell Йеруна ван дер Веера. По условиям соглашения “Газпром” заплатит $7,45 млрд за 50% плюс 1 акция в операторе проекта — Sakhalin Energy. Все его акционеры отдадут “Газпрому” половину их нынешней доли, выплаты будут распределены пропорционально, говорится в совместном пресс-релизе компаний. Ван дер Веер уточнил, что одну акцию передаст Shell. У Shell останется 27,5% акций Sakhalin Energy, а у Mitsui и Mitsubishi — 12,5% и 10%.
Sakhalin Energy останется оператором проекта, а “Газпром” будет играть ведущую роль, говорится в сообщении. Shell при этом продолжит “вносить существенный вклад в оперативное управление” Sakhalin Energy и останется техническим консультантом. Все заключенные компанией контракты на поставку СПГ остаются в силе. По словам представителя одного из участников сделки, она закроется в феврале.
“Газпром” еще в 2002 г. объявил, что желает участвовать в разработке Сахалина. А летом 2005 г. монополия договорилась с Royal Dutch Shell об обмене 50% в проекте освоения неокомских залежей Заполярного месторождения на 25% плюс 1 акция Sakhalin Energy. Но “Газпром” все последние годы декларировал, что его интересуют только контрольные пакеты. Начиная с августа 2005 г. на “Сахалин-2” посыпались экологические проверки. Росприроднадзор, Рослесхоз и даже миграционная служба обвинили Sakhalin Energy в разнообразных нарушениях. Главным пунктом обвинений стала экология, а рупором кампании — замглавы Росприрода Олег Митволь, оценивший экологический ущерб сначала в $50 млрд, а потом в $10 млрд. Позже в ход пошла тяжелая артиллерия: к проверкам присоединилась прокуратура, возникли уголовные дела.
На этом фоне Shell и ее партнеры вели переговоры о вхождении “Газпрома” в проект. Эксперты оценивали контрольный пакет в $8-10 млрд. Стоимость пакета, предложенная изначально Shell, была выше на $2-2,5 млрд, сказал близкий к “Газпрому” источник “Ведомостей”. По его словам, оценку проводила компания Accenture. Именно экология была использована “Газпромом” в качестве главного аргумента, чтобы добиться дисконта, убеждены опрошенные “Ведомостями” эксперты.
“Хочу поблагодарить партнеров за гибкий подход”, — сыронизировал вчера Путин. В такой большой работе избежать сложностей нельзя, заметил он. Но партнеры и не думали роптать. “Мы приветствуем вхождение "Газпрома" в проект”, — заявил президент Mitsubishi Йоришико Коджима. Участие “Газпрома” — одна из важных вех в развитии “Сахалина-2” и отношений между Японией и Россией, добавил президент Mitsui Шоен Уцуда.
Президент пообещал, что понимание, проявленное иностранными инвесторами, будет вознаграждено. “Мне очень приятно, что экологические ведомства России и наши инвесторы договорились о порядке решения возникших вопросов, — сообщил вчера Путин, — Насколько меня проинформировали, принципиально вопросы можно считать решенными”. Экология — не единственная головная боль участников “Сахалина-2”. Royal Dutch Shell планировала увеличить затраты на проект “Сахалин-2” с $12 млрд до $22 млрд (до 2045 г.). Российские чиновники считали эту величину запредельной и категорически отказывались утверждать смету. Уже вчера чиновники изменили мнение. Проект дорожает, тому есть в том числе и объективные причины, признал вчера глава Минпромэнерго Виктор Христенко и добавил: “Мы нашли формулу отношений, которая позволит России не потерять прибыль”. Смета проекта будет увеличена, но будет меньше заявленных ранее $22 млрд до 2045 г., утверждает источник “Ведомостей”, близкий к сделке. Будет введен такой механизм, чтобы государство смогло претендовать на сверхприбыли “Сахалина-2”, когда цена нефти превышает цену, заложенную в проекте и утверждаемую ежегодно (на 2006 г. утверждена цена в $36). По словам Христенко, проблема со сметой будет решена в I квартале. Наконец, у новых партнеров “Газпрома” есть шанс оказаться в доле с “Газпромом” и по другим проектам. Представитель “Газпрома” сообщил, что инвесторы “Сахалина-2” смогут участвовать в тендерах на новые проекты на Сахалине и использовать инфраструктуру “Сахалина-2” для реализации будущих проектов.
“Президент и правительство сыграли в доброго и злого следователя. Все ожидали худшего, а здесь инвесторам продемонстрировали даже лояльность: их не обобрали, а даже готовы заплатить приличную компенсацию”, — говорит замгендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. Впрочем, считает он, всем ясно, что атака на Sakhalin Energy была согласована с Кремлем.
Отдельный вопрос, где “Газпром” возьмет деньги. Инвестпрограмма “Газпрома” на 2007 г. запланирована в размере $20 млрд, и в ней покупка доли в сахалинском проекте не предусмотрена. Чистый долг “Газпрома” на конец октября составил, по расчетам монополии, $25,3 млрд. Сейчас на балансе “Газпрома” больше $6 млрд свободных средств, посчитал аналитик Альфа-банка Дмитрий Лукашов. Теоретически “Газпром” может закрыть эту сделку до конца года. Но в любом случае увеличится чистый долг монополии до более $30 млрд, говорит Лукашов. Борисов напоминает, что монополия собирается покупать активы ЮКОСа, которые будут выставлены на торги в следующем году, и ей придется занимать еще. Но вряд ли это станет проблемой для “Газпрома”, говорит Лукашов.