Премьера лжи о смерти Магнитского. Как это было
Отмененный в Европарламенте, Норвегии и на европейском телеканале ARTE, скандальный фильм Андрея Некрасова, рассказывающий «всю правду» о смерти Сергея Магнитского, показали в Вашингтоне.
Первая часть этого фильма — постановочная по мотивам произошедшего, с актерами и разыгранными сценами. Там действительно хорошо показано, как Сергея Магнитского, который обнаружил кражу из бюджета сотрудниками МВД 230 миллионов долларов налоговых денег и сообщил о возможном преступлении, арестовали и посадили в тюрьму, где он 11 месяцев содержался в невыносимых условиях, периодически избивался с целью отказа от показаний и в итоге умер.
Об условиях содержания Магнитского в СИЗО и о том, как врачи не оказывали ему необходимую медицинскую помощь, сделали доклад эксперты, в репутации которых сомневаться не приходится — Зоя Светова и Валерий Борщев. Имеются множество доказательств и заключений, что Магнитского жестоко избивали, надев на него наручники. На его теле были обнаружены следы избиений.
Восстановив, очень живописно, сцены насилия в тюрьме, Некрасов вдруг переходит к жанру документального расследования и интервьюирует то ли конвоиров, то ли экспертов, на предмет того, стали бы тюремные охранники, избивающие заключенного всемером, надевать на него наручники. Интервьюируемые экспертно заявляют — нет, били бы так, конечно, без наручников. Всемером-то.
Из всего этого Некрасова смущает только неясная ситуация с наручниками, и уделив этой части расследования 5 минут своего фильма длиной в 2,5 часа, он делает вывод — Магнитского не убивали и до смерти не доводили, а что касается пыток и условий содержаний, то они в «Матросской тишине» ровно такие же, какие применяются к другим заключенным.
Некрасов взял интервью и у Натальи Магнитской, матери погибшего юриста. Интервью это смонтировано, и очевидно, что фразы в нем вырваны из контекста и соединены воедино. Например, Наталья Магнитская говорит, что ей было бы легче верить, что ее сына не забили, а он умер сам.
Боль, страдания и невыносимость реалий смерти сына Некрасов превратил в доказательство того, что Магнитский умер сам.
Не задерживаясь на аспектах рядового насилия в тюрьме, режиссер перешел к своему главному тузу в рукаве, аргументу, на котором построено все его «расследование» о том, что никакого хищения силовиками налоговых денег из бюджета не было и что Билл Браудер, глава Heritage Capital, на которого работал Магнитский, украл все сам. Вместе с Магнитским.
А аргумент этот следующий: на сайте Браудера, посвященном делу Магнитского, и в публичных заявлениях бизнесмена говорится, что юрист фонда в своем заявлении в полицию указал имена сотрудников МВД, причастных к краже денег — майора Павла Карпова и подполковника милиции Артема Кузнецова, и обвинил их к причастности к преступлению.
А на самом деле, триумфально заявляет Некрасов с экрана, в копиях показаний Магнитского, взятых с того же сайта, этого нет. И режиссер сотрясает этими бумагами, бегая за чиновниками Европарламента и тыча им этим аргументом в лицо.
Некрасов даже ловит Браудера на какой-то вечеринке и на полпути его спрашивает, почему нет имен в показаниях. Браудер, понятное дело, из-за шума толпы и вопроса-то не слышит, но вежливо улыбается.
Хорошо разыграно, ничего не скажешь. Я сама на минуту поверила в происходящее, пока не додумалась до простейшего действия — погуглить. Первая же ссылка отправила меня на сайт Браудера, где выложены сканы трех показаний Сергея Магнитского: два печатных документа и один написан от руки. Естественно, в них несколько раз упоминаются имена Карпова и Кузнецова, и Магнитский пишет об их возможной причастности (да, конечно, возможной, он же не прокурор и не судья), к хищениям из бюджета.
Я долго не могла поверить в подобную наглость происходящего, в такую бессовестную ложь, пока Некрасов в фильме не пришел на интервью с Браудером и не спросил про...а вот и не спросил, что-то промямлил про показания, но свое «открытие» — об их «ложности» в заявлениях Браудера, ничего не сказал. Ничего. И про имена Карпова и Кузнецова забыл.
И вот на этой лжи построен весь фильм Андрей Некрасова. В принципе, можно было и не продолжать, но там есть еще совершенно замечательный момент, где режиссер делает еще одно «открытие» — оказывается, чтобы незаконно перерегистрировать компанию, что сделали силовики после захвата офиса компании Браудера, можно и без оригиналов документов. И не просто возможно, а именно так в России и делается.
Не знаю, с перерегистрированием каких компаний режиссер Некрасов имел дело — с киосками по продаже шаурмы или с фиктивными фирмами-однодневками, но большие компании, естественно, всегда переоформляются с помощью рейдерских захватов. Для того он, рейдерский захват, и нужен, чтобы захватить оригиналы документов. А не в войнушки с ОМОНом поиграть.
Хотя кто знает, может быть, пока я пишу эти строки, Билл Браудер уже перерегистрирует на себя Газпром и Роснефть. Допускаю. Жду сенсационного расследования от Андрея Некрасова.
В общем, во второй части фильма Некрасова главным свидетелем непорочности российских силовиков становится майор Павел Карпов. Слово Карпова в фильме — истина. Ну точно так же, как слова депутата Андрей Луговой в деле об убийстве Александра Литвиненко.
У фильма этого, несмотря на всю его топорность и примитивность, есть определенная цель — добиться отмены акта Магнитского. Этим в Вашингтоне занимается лоббистская фирма Potomac Square Group. Она же устроила показ этого фильма, для чего арендовала дорогостоящее помещение Ньюзима (музея журналистики), выяснило Радио Свобода. В обмен лоббисты обещают отменить запрет на усыновление американцами российских детей.
Фильм понадобился для того, чтобы показать, что Браудер мошенник и обманом добился принятия списка Магнитского в отношении невинных российских чиновников.
Не знаю, осознавал Некрасов и спонсоры его фильма (кажется, фильм дорогостоящий, да и аренда Ньюзима на 110 человек тоже) или нет, но наезд в нем по факту совершен вовсе не на Браудера, а на правительство США — на Конгресс и его сотрудников, которые разрабатывали список Магнитского, и на Барака Обаму, который закон подписал.
Но это было элегантно — приехать в столицу США, чтобы плюнуть проклятому проклятому вашингтонскому обкому в лицо.
И кстати, в одной из переписок с Александром Гольдфарбом Некрасов утверждал, что на несостоявшуюся в итоге премьеру в Европарламенте были приглашены и Зоя Светова, и Валерий Борщев.
Не знаю, как там, но в Вашингтоне никаких журналистов, кроме пропагандистских Первого канала, канала Россия, RT и Спутника, не звали. Были, правда, журналисты Радио Свобода, но не уверена, что их пригласили. На входе пускали строго по спискам приглашенных, требуя предъявить удостоверения личности (для справки, чтобы попасть в американский конгресс, не требуется предъявлять никаких документов). Меня, конечно, не звали, но я прошла.
А итог, в общем, такой: зря Браудер воспрепятствовал показу фильма. Такое низкопробное, как по содержанию, так и по художественному оформлению, ваяние эффект имеет примерно той же силы, что и разоблачительные сюжеты Михаила Леонтьева об истребителе, сбившем малайзийский боинг, который на фотографиях со спутника у Леонтьева в длину равен 4,5 километрам.
А вот список Магнитского действительно надо изменить. Добавив туда имя Андрей Некрасова.