Здравозахоронение
Создавая невыносимые условия труда для врачей-терапевтов в поликлиниках города, московская мэрия убивает первичную медицинскую помощь как класс

Невыносимые условия труда, грубые нарушения трудового законодательства и прав пациентов – все это катастрофические последствия введения в столице так называемого «Московского стандарта поликлиник», утверждают врачи 180-й поликлиники города. Свою позицию они изложили в 3-х страничном обращении на имя главврача этого лечебного учреждения. Кстати, обращение подписали 18 сотрудников терапевтического отделения 4-го филиала поликлиники - то есть 70 процентов коллектива этого структурного подразделения.
Напомним, что еще в июле прошлого года врачи женской консультации этой же самой поликлиники потребовали от Сергея Собянина и прокуратуры покончить с грубейшими нарушениями законодательства, на которых основана т.н. «реформа» столичного здравоохранения. Однако судя по всему, реакции на обеспокоенность профессионалов со стороны чиновников не последовало.
И вот – новая попытка спасти отечественное здравоохранение от дубины, которой рушат его ретивые чиновники, проводящие политику ведомства Вероники Скворцовой. Московский стандарт по факту привел к катастрофической ситуации с качеством оказанием медицинской помощи, пишут врачи 180-й. И подтверждают примерами из повседневной жизни своего ЛПУ.
Так, за последний год количество участковых врачей-терапевтов в филиале №4 сократилось в два раза. В 2015 году только отсюда уволились 9 терапевтов, и еще 9 из головного учреждения поликлиники. Причем уходят как люди, не один год проработавшие на одном участке, так и вновь пришедшие врачи. Вместо них на работу было принято всего 3 (три!) врача. Через два месяца один уволился. Из женской консультации филиала всего за два с лишним месяца 2016 года уволились три акушера-гинеколога, один гинеколог-эндокринолог, одна акушерка. «Из поликлиники уходят сотрудники с многолетним опытом, - отмечает лидер профсоюза «Действие», врач Андрей Коновал, - но и это не заставляет администрацию задуматься о последствиях своих действий».
Что еще принес в жизнь поликлиник «Московский стандарт»? Возросшую в 3(!) раза нагрузку на участковых врачей-терапевтов – вместо максимального норматива 1700 человек на участок врач обслуживает порядка 6500. В нарушение Постановления Правительства №101 от 14.02.2003 года, врачи работают до 8 часов каждый день (вместо положенных 6,6 часов). Внедряя проект «Московский стандарт поликлиники», администрация медучреждения фактически лишила участковых врачей помощи медицинских сестер, а на последних возложила иные, не предусмотренные их должностью и трудовым договором обязанности: «…Все рабочее время участковой медсестры посвящено маршрутизации пациентов, работе дежурного администратора, работе консультанта у терминала, работой в регистратуре по подборке карт пациентов, предварительно, записавшихся на прием к врачам, что не оставляет время на ведение врачебного участка совместно с врачом-терапевтом участковым… Количественно одна медсестра на сестринском посту оформляет около 100 человек за 6 часов работы, что приводит к постоянной стрессовой рабочей нагрузке», пишут авторы обращения.
Устное указание руководства брать каждому врачу по 5 вызовов после полного рабочего дня – еще одно ноу-хау современного московского здравоохранения. Письменного согласия при этом на такой режим работы не брали, расширения зоны обслуживания или сверхурочную работу с двойной оплатой не оформляли. Как не платили врачам и за увеличение количества пациентов на одном участке. Естественно, что люди не собираются терпеть такой режим. Показательный пример: 14 марта на работу в 180-ю вышла новая заведующая терапевтическим отделением. Через 5 дней она написала заявление об увольнении…
Протест врачей 180-й поликлиники против тотального уничтожения первичного звена медико-санитарной помощи вызвал горячее обсуждение в профильной среде. На закрытом профессиональном сайте «ВрачиРФ» не только столичные медики в очередной раз оценили реформу. Вот самые характерные отзывы: «О каких Медицинских Стандартах (именно с большой буквы) можно говорить, если я бегаю по поликлинике и выпрашиваю талон для своих «учётников» - то на кровь, то на УЗИ? Причем прошу, как будто это мои близкие родственники и МНЕ надо, а не больные и им положено! Сокращения, нехватка персонала, отсутствие качественного обследования и лекарств…», «Нет реактивов даже на бак [анализ]. Врачу-гастроэнтерологу дают 4 талона на ФГДС на неделю и также на УЗИ, а заставляют принимать до 40 больных в день (из них 90% не дообследованные). Как работать дальше? Ведь врач несёт ответственность за больного. Отвечать за запущенные случаи тоже придётся врачу. На работу каждый день иду с напряжением и чувством вины», «Поликлиника №121 в Бутово - все один в один, только время приема на одного пациента не 12 минут, а 10!», «у нас в поликлинике вообще фельдшеров на педиатрические и терапевтические приемы сажают. Годами люди работают. И когда идет вопрос об оплате, то начальство отвечает: вы ж не врачи, мы не можем вам платить врачебные оклады!! А работать за врачей и вести приемы по 40-50 детей за 3 часа - это можно?». По ходу дела выясняется, что такая же ситуация в Омске, Мурманске и других городах России.
Кого-то уже тянет на социально-политические обобщения. «Если взять листочек бумаги и записать зачем власти нужно здоровое население, то выяснится, что оно уже и не нужно (пушечное мясо для Третьей Мировой не планируется), а вот если записать, зачем нужно больное или передохшее, то список большой: на меньшее количество «делить бабло с трубы», меньше расходы на пенсии (как частный пример), на детсады, школы, больницы-поликлиники», - подводит итог на «ВрачиРФ» один из московских медиков.
Очевидно, что до все большего количества медиков доходит, что пассивность и раболепие – верная дорога к смерти медицины в России. «Только общими усилиями, коллективными письмами «завалить» руководство и заставить их обратить внимание на нас. И забастовка бы не помешала. Тогда больные, может быть, начнут жаловаться не на врачей, а на организаторов медицины. А сотрудники 180-й поликлиники просто молодцы! Их надо поддерживать и вдохновлять». Ситуация медленно, но верно накаляется – многие предлагают или забастовку, или увольнение. Может, тогда на проблему обратят внимание и власти, и мы, общество.