Господин Никто
Про Владимира Кулистикова, окончательно превратившего «старое» НТВ в трэшевое телевидение для непритязательной публики, и человека на букву «З», который грядет ему на смену хочу сказать следующее.
Давеча я впал в знакомый любому журналисту, когда-нибудь работавшему в новостях, сиюминутный информационный азарт и начал по просьбе коллег с «Эха» увлеченно комментировать сообщение об этой самой предстоящей «рокировочке» – перечисляя имена и всевозможные версии. Теперь мне за это, право, неловко.
Потому что на самом деле никакого значения не имеет, как звали того кандидата, которого лоббировал глава «Газпрома» Миллер, а кого именно проталкивал на пост гендиректора НТВ другой совладелец канала Юрий Ковальчук. И неважно, почему Путин рассердился, узнав, что его верные друзья не могут между собой договориться, стукнул кулаком по столу и сказал: ах, раз так, теперь буду выбирать я — и пеняйте на себя. И что в итоге был выбран человек на букву «З», едва ли не главное достоинство которого, похоже, состоит в том, что на протяжении многих лет он обеспечивал бесперебойную работу пресловутых линий многочасовой связи Путина с народом.
И даже не имеет особого значения эпизод, о котором некоторые, напрягшись, вспомнили: 12 лет назад, когда вместе Бориса Йордана руководить НТВ был поставлен — к возмущению журналистов канала — безвестный Николай Сенкевич, то Сенкевич взял к себе первым замом уж совсем безвестного человека на букву «З», и это вызвало едва ли не большее возмущение, чем назначение самого Сенкевича.
И совсем уже не важно, пролоббировал ли назначение нового гендиректора НТВ человек, который по праву называется «Лапиным нашего времени», рекордсмен-долгожитель на посту главы гостелерадио РФ Олег Добродеев — человек на букву «З» работал у него одним из многочисленных заместителей.
Тут разве что стоит вспомнить про один нюанс – долгое время рассматривалась кандидатура другого заместителя Добродеева, который когда-то работал на НТВ и, более того, был когда-то очень хорошим журналистом, хотя потом промотал, растратил до копейки свой талант, поставив его на службу Путину с Добродеевым. Но в таком назначении была хотя бы какая-то кадровая логика – руководить компанией поставили бы человека, с именем которого связаны яркие страницы в истории компании, лауреата ТЭФИ, который «свой» для немногих оставшихся на НТВ ветеранов.
Но и это не имеет сегодня никакого значения. Потому что это раньше, давным-давно, в Кремле могли хоть немного озаботиться мнением журналистов и поразмышлять о том, как они встретят то или иное назначение, и не случится ли нежелательного скандала в СМИ. Сегодня к ним относятся как к информационной обслуге, медийным холопам, мнение которых никого не должно волновать в принципе. Не нравится – на выход, ищите работу в другом месте. А в СМИ скандалить никто не будет – дадим соответствующую команду.
Поэтому я специально не называю почти никаких фамилий. Все они — на одно лицо, как их зовут – не имеет никакого значения. Про любого их них можно смело сказать так, как любил говорить основатель «старого» НТВ Владимир Гусинский про людей ничтожных, несамостоятельных и готовых услужать кому угодно: «Звать его Никак, и фамилия его Никто».
Значение имеет другое.
«Старое» НТВ давно умерло. Точнее, было убито. Теперь уже и «новое» НТВ окончательно деградировало и доживает отмеренный ему срок.
«Старое» НТВ создавалось в расчете на особенную аудиторию — на людей образованных, свободолюбивых, демократически настроенных, самостоятельных, толерантных. Людей широких взглядов. На русских европейцев, которые — со времен Петра — не раз и не два вытаскивали страну из болота и толкали ее вперед.
Отцы-основатели НТВ, среди которых был и автор этих строк, не строили никаких иллюзий – мы понимали, что чрезвычайно тонок этот слой, что в России он составляет абсолютное меньшинство. Но меньшинство активное, деятельное, рисковое. Мы рассчитывали, что это меньшинство будет прирастать – в том числе и с помощью НТВ – и когда-нибудь в очередной раз вытащит страну. Не случилось. Мы просчитались. Так бывает. Почему — отдельная история. Но меньшинство это никуда не делась. Другое дело, что сегодня оно провозглашено «пятой колонной».
А пятой колонне не дозволено иметь своего телевидения. Это в Кремле поняли задолго до того, как выражение «пятая колонна» было запущено в публичный оборот, и стали – терпеливо и планомерно, с тактическими паузами на медведевскую «недооттепель» — НТВ уничтожать.
Человек на букву «З» пришел довести это дело до логического конца — я не удивляюсь, что канал НТВ прекратит свое существование как универсальный канал, рассчитанный на массовую общенациональную аудиторию, и будет превращен в «нишевый» канал криминальных новостей, развлекательных программ и ток-шоу на криминальные темы, полицейских фильмов и сериалов.
А что? – Логично! Может, Добродеев затем и пролоббировал назначение своего бывшего заместителя на пост главы НТВ, чтобы тот его переформатировал в специализированный канал для любителей всего криминального (тем более, что пол-дела уже сделано давно), и тем самым у канала «Россия» на одного конкурента стало бы меньше? А денег от рекламы – внимание! – больше.
Действительно, зачем телезрителю три общенациональных канала? Хватит и двух. А там, глядишь, и одного. Как и партии хватит одной. И одного президента.
Источник - «Эхо Москвы»