Москвичи просятся в коммуналки
В июне жители столицы выставили на продажу 718 комнат, чтобы расплатиться за ипотечные квартиры

Непогашенный кредит за квартиру - дело препротивное. А уж в кризис тем более. Но вдруг обозначилось новое веяние: из-за борьбы с долгами некоторые москвичи пытаются добровольно превратить свои квартиры в коммуналки. Иногда это квартиры, за которые еще тянется хвост ипотеки. По данным столичного агентства недвижимости Doki, в июне на продажу выставлено 718 комнат из ипотечных квартир, что в 5 раз больше, чем в июне прошлого года. Обрастет ли Москва новыми коммуналками или все-таки обойдется? Ответ искали корреспонденты "Известий" Полина Потапова и Андрей Коц.
В телевыпуске "Вестей" показали одного из таких москвичей - Николая Беляева. Тот уныло рассказывал: "Долго с женой планировали приобрести квартиру в ипотеку. В 2006 году наконец-то решились, взяли кредит в банке. Пришлось пойти на такой очень неприятный шаг, как продажа одной из комнат в этой квартире. И теперь по согласованию с банком эта комната выставлена на продажу"...
Молодые люди расстаются с одной из двух комнат квартиры в сталинском доме. В спальню, видимо, уже скоро въедет новый жилец. Веселенькое, прямо скажем, дело. А что делать, если нужда заставляет? И случай этот вовсе не единичный... Примерно в такой же ситуации оказался и Антон Синицын. Работает он маркетологом, и проблема у него тоже с квартирой. Вот что он нам рассказал:
"Я превращаю свою квартиру в коммунальную из-за проблем с деньгами. Кризис подкосил все планы. Взял в банке "Русский стандарт" потребительский кредит на небольшую сумму - всего 100 тысяч рублей. Но там очень большие проценты. А тут и мою зарплату сократили в несколько раз. Чтобы хоть как-то выбраться из долгов, взял перекредитацию в другом банке. Это должно было помочь погасить долг в первом банке и перейти на меньшие проценты. Но в итоге сейчас я имею большой долг и не имею денег для его погашения. Проценты во всех банках поднимают...
Двухкомнатная квартира на Рязанском проспекте перешла мне по наследству. Продам одну из комнат, надеюсь, не навсегда. Хочу заключить с покупателем договор купли-продажи и еще дополнительный договор, что выкуплю у него эту комнату с процентами, допустим, в течение года. Не боюсь насчет того, что договор будет не выполнен, - есть масса способов его зафиксировать. Какие проценты он назовет - другой вопрос... Но найти человека, который согласился бы на мои условия, думаю, несложно.
Конечно, придется нам с супругой ютиться в одной комнате и с детьми придется еще повременить. Но у меня еще не самая худшая ситуация. По-настоящему попали те, кто брал ипотеку на квартиру. Им в лучшем случае придется выплачивать фактически две цены. Сейчас с ипотеками на жилье лучше не связываться... Раньше я снимал в коммуналке комнату. Жутко не понравилось. А приходится".
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Режиссер и сценарист Петр Тодоровский: "В трудные времена по отдельности не выжить"
"Мне в коммуналках жить не довелось, зато огромную часть своей жизни я провел во всевозможных общежитиях. Но с бытом коммунальных квартир знаком и считаю, что они в свое время были, пожалуй, самым "народным" видом жилья.
Понятно, что в цивилизованной стране нужно жить в отдельной квартире, чтобы посторонние люди не вмешивались в личное пространство. Но сегодня эта вот обособленность и доходит до крайности. В башнях-многоэтажках жильцы не знают, кто живет рядом, что вообще происходит в доме. Многим откровенно наплевать на соседей. А человеку без общения тяжко.
Одинокие люди сидят в своих квартирах, как в скорлупе, - даже побеседовать с соседями не о чем. В деревнях, небольших городах ситуация другая.
Понятно, что коммунальные квартиры - дело вынужденное, комфорта в них, мягко говоря, немного. Удобства в конце корридора, один душ на всех, одна кухня. Как в анекдоте: чечетку изобрели в квартире с одним туалетом, где жили негр с женой и их восемнадцать детей. В такой квартире не пройдешься по коридору в трусах. Но...
Есть и такая правда - в годы блокады Ленинграда выжило больше тех, кто жил в коммуналках, чем живших отдельно. В трудные времена люди начинают понимать, что по отдельности не выживут! Готовность помочь друг другу и помогала многим блокадникам.
Да, коммуналки были жутко неудобными. Но... как в наше время перенять эти добрососедские отношения, поддерживать их хотя бы на уровне своего этажа. Хороший сосед всегда сможет помочь, когда будет трудно. Впервые я это понял на фронте. Окоп, в котором все равны, все братья по оружию, все объединены общим приказом и общими невзгодами, - по сути, та же коммунальная квартира..."
Писатель-сатирик Аркадий Арканов: "Соседка-алкоголичка повесила моего кота"
"Я прожил в коммунальной квартире огромную часть своей жизни. Такое жилье - уменьшенная модель всего человеческого общества, где есть представители всех поколений, профессий и социальных слоев. И их объединяет общее пространство, как какой-нибудь этнос объединяет территория его государства.
Один из плюсов коммуналки - в ней, как и в бане, все равны. Будь ты хоть банкир, хоть дворник, ты в условиях, когда обязан общаться на равных с соседями. Естественно, как и в обществе, постоянно происходят конфликты. Но деваться из коммуналки некуда - приходится решать проблемы мирным путем. Все равно жить вместе. На моей памяти были разные конфликты - и социального плана, и национального, и бытового. Часто из-за любителей крепко выпить, пошуметь. Бывало, приходилось вызывать участкового, но чаще решали все сами. У нас одно время был кот. Он все время любил лазать по чужим комнатам, вещам и кастрюлям на кухне. Все к этому относились довольно снисходительно, но однажды моя соседка-алкоголичка напилась и повесила его в мусоропроводе...
В коммунальных квартирах свои союзы, свои враги, выясняют отношения с недругами "подковерно" или в открытую. Но, как сейчас помню, 9 мая 1945 года все соседи, забыв о былых распрях, целовались, обнимались, вместе радовались общей победе. А когда я купил своим родителям квартиру и собирался их туда перевезти- что тут началось! Все соседи, с которыми они ссорились неоднократно, висели на них и рыдали в голос!
Но... ностальгии по коммуналкам нет. Своя квартира - это своя квартира. Жизнь в ней напоминает коммуналку - те же соседи, те же конфликты, то же общение. Поменялось мало, но жить в своем доме несравненно приятнее, чем в общем".
С кем бы вы согласились жить в коммуналке: с депутатом Госдумы, с эстрадной звездой, с сантехником из ЖЭКа или олигархом.
Лариса Рубальская поэтесса: "С олигархом поговорить можно"
"С олигархом. С добрым олигархом. Если бы у меня возникли проблемы, он бы мне помог. С ним поговорить можно. Мне даже строчки в голову пришли: "Если ты прорвался в олигархи, значит, от природы не дурак". Я сама до тридцати лет жила в коммуналке, в старом московском дворе. Там все дома коммунальные были. Жили дружно, люди добрые были. Я даже песни об этом пишу".
Аскольд Запашный дрессировщик: "С тигром спокойнее"
"Я бы с тигром хотел жить. Так спокойнее было бы. Ведь в коммуналке основные споры возникают всегда по поводу дележки: кто первым в туалет, кто самый грязный и так далее. А с тигром я б главным был! Сам в коммуналке я, к счастью, не жил никогда, но наслышан об этом. Считаю, что в современной стране они должны стать не жилой площадью, а чем-то вроде музеев, чтобы можно было посмотреть, как раньше было".
Марина Голуб актриса:"Васек все починит"
"Конечно, с сантехником из ЖЭКа. Потому что в коммуналках все всегда ломается. И удобно поэтому, чтоб под боком жил сантехник. Я б ему сказала: мол, Васек, почини. Он быстро починит, выпьет и заснет. Я сама жила в коммуналке с родителями. И бабушка моя в коммуналке жила. Ничего страшного в этом, я считаю, нет. Но если страна может обеспечить нормальное жилье, к этому и надо стремиться. Ведь у каждой семьи должен быть свой собственный уголок".
Что говорят риэлторы и банкиры
Валерий Барнинец, гендиректор агентства недвижимости "Доки":
"Когда человек покупает квартиру с помощью ипотечного кредитования, она оформляется сразу на гражданина. Он становится полноправным собственником квартиры, но у него долг перед банком. Один из способов погасить его для некоторых - продать часть квартиры. Квартира перестанет быть ипотечной, но станет коммунальной. Такие ситуации не часты, но случаются. Все же лучше остаться с квартирой, хотя и не полноценной. Схема не новая, просто кризис заставил вспомнить о ней".
Алексей Шленов, гендиректор агентства недвижимости "МИЭЛЬ-Брокеридж":
"Такая продажа, вообще, достаточно сложный процесс. Во-первых, комнату необходимо выделить как отдельный объект собственности - это непростая процедура. Во-вторых, если это удалось в случае ее продажи, у банка уменьшается величина залога и снижается ликвидность квартиры в целом. Банк сможет пойти на это, только если оставшаяся часть квартиры окажется равноценной сумме остатка долга...".
Пресс-служба банка ипотечного кредитования Delta Credit:
"Мы занимаемся кредитованием квартир полностью. Если и возникали проблемы, они решались другими способами. Если у заемщика проблемы со средствами, у нас есть программа ликвидации задолженности. Выгоднее договориться с заемщиком о реструктуризации кредита".
Никита Колесин, пресс-секретарь департамента жилищной политики и жилищного фонда Москвы:
"Коммунальная квартира и квартира, которую собственник распродал по частям, - не одно и то же. В коммунальную квартиру заселяют по решению властей. Увеличение числа таких коммунальных квартир сейчас не наблюдается. Не думаю, что продажа комнат будет носить массовый характер, ситуация с ипотекой и кредитами, наоборот, налаживается".
Справка
Первые коммунальные квартиры как тип жилья, в котором проживает несколько семей, появились в России еще в начале XVIII века. Работодатели предоставляли либо хозяева квартир и доходных домов сдавали комнаты в аренду. После революции 1917 года большевики стали подселять людей в квартиры богатых горожан. Советская коммуналка - это госсобственность на жилье, заселяемое госорганами согласно нормативам жилплощади, независимо от семейного статуса жильцов и конфигурации квартиры. Нетрудно вспомнить героев Булгакова, Ильфа и Петрова, Зощенко, как правило, живших в коммуналках. Сегодня еще можно встретить коммуналки, хотя чаще все-таки - собственные отдельные квартиры. Редкие попытки вернуться к коммунальному проживанию - дело вынужденное, только инициатива теперь исходит не от государства.