Может ли кукла Гитлера являться в мир?
Бывший полицейский Франк Л., оторвавший голову восковой фигуре Гитлера в музее мадам Тюссо в Берлине, обязан по суду выплатить штраф в размере 900 евро. Думаю, что если бы безработный Франк обратился с публичной просьбой помочь ему собрать деньги для выплаты штрафа, то в России на этот призыв откликнулись бы даже его коллеги-безработные.
Если в Германии установка Гитлера в музее мадам Тюссо вызвала просто дискуссию, а активный протест проявил только Франк Л., то у нас, если бы кто-то вздумал поставить восковую фигуру Гитлера в каком-либо московском музее, то, боюсь, оторвали бы башку не только фигуре фюрера, но и тем, кому в голову такая идея пришла.
В Германии Франка Л. суд заклеймил как вандала, но при этом не учел политический аспект его объяснений. В России он был бы не вандал, а герой-антифашист. Гитлер даже в безобидном восковом обличии здесь абсолютное зло. В народном сознании это дьявол, который ни в каком обличии не должен являться в мир.
Мне могут возразить: но мы видим Гитлера в кино, в театрах, в исторических хрониках, почему же нельзя видеть его в музее? Ну, во-первых, кинематографический Гитлер – это не Гитлер, а актер. А во-вторых, Гитлер - историческая фигура, которая имеет свою нишу в нашей жизни. Короче, в кино и театрах – Гитлер на месте.
Восковая фигура – это уже абсолютно точная копия фюрера. Настолько точная, что начинает восприниматься как живой человек. Этот мерзавец принес миру такие страдания, что, несмотря на всю условность игры в форме предлагаемой нам куклы, даже у людей, думающих рационально, он вызывает иррациональные эмоции отмщения. Возможно, лет через 30 восковая фигура Гитлера не будет восприниматься так болезненно, как сегодня. Хотя вряд - ли. Ведь взорванный недавно в Петербурге памятник Ленину говорит о том, что историческая память во все времена будет искать возможности предъявления обвинения даже памятнику. Ведь памятник – это воплощение идеи. Это касается и восковых фигур, хотя они и не памятник!