12 голов для Мальцева
ХОККЕЙ С МЯЧОМ. ЧЕМПИОНАТ МИРА
Вчера знаменитый нападающий Сергей Обухов забил 200-й гол за сборную России - это произошло в матче с командой Казахстана. В трех самых популярных у нас игровых видах - футболе, хоккее и хоккее с мячом - пересечь этот заветный рубеж до сих пор удалось лишь великому хоккеисту Александру Мальцеву, на счету которого 212 шайб.
У кого из вас фраза "200 голов в хоккее с мячом" вызовет удивление, не говоря уж о восхищении? Понятно - показатель, но для того, чтобы брови поползли вверх, большинству все-таки потребуются разъяснения: 200 голов забиты российским бомбардиром только в матчах за сборную. Для хоккея с мячом это рекорд, в родственном виде - хоккее с шайбой - впереди лишь Александр Мальцев с результатом 212 шайб.
Понадобятся, вероятно, и дополнения: Сергей Ломанов-старший, другой наш супербомбардир, посетовал как-то на страницах "СЭ", что, если бы в его время существовали сборные Казахстана и Белоруссии, тема голевых рекордов сейчас вряд ли кого-нибудь интересовала ввиду бесперспективности попыток что-то изменить. Вот только речь о другом. Почему, скажите, все эти разъяснения и дополнения выплывают у нас на свет лишь после того, как взят какой-нибудь великий рубеж? Почему мы не ждем этого, не готовимся, не трубим заранее во все концы?
Когда к своему тысячному голу шел Пеле, за этим следил весь мир. Закрывая одновременно глаза на то, что половина из этой тысячи была забита в первенствах бразильских водокачек и бань. Ромарио посвятил остаток своей удивительной карьеры той же цели - и мы фиксировали его мучительные последние шаги, находясь не то чтобы не рядом, а, прямо скажем, совсем далеко и от Бразилии, и от связанных со всем этим сопереживаний. Обухов же все время был здесь, под боком, представляя вид спорта, давно и прочно ассоциирующийся с Россией. Он свой, а его фамилию наверняка слышали даже те, кто ни бельмеса не смыслит в закругленных клюшках и оранжевом мяче. Конечно, не Пеле. Более того - и не футболист. Но разве в своем - то есть в нашем - виде спорта он менее велик?
Американцы - странный народ: они умудрились остаться в стороне от достижения, которое могло бы стать серьезной вехой в хоккее с шайбой. С их педантичностью в подсчетах и цифрах они не догадались объединить 894 шайбы Уэйна Гретцки в регулярных чемпионатах со 122 его голами в Кубке Стэнли, вычленить из этой смеси 1000-ю шайбу и с пафосом ее отметить. Мы пошли дальше. Столь же скрупулезно насчитав 1000 мячей за гандбольную сборную России у Эдуарда Кашкарова (без всякого искусственного объединения, замечу), мы вообще никак на это не отреагировали. Да, Кашкаров достиг юбилейного рубежа на крайне неудачном для нас недавнем чемпионате Европы, но ведь достиг же!
Ближайший показатель - у давно не играющего Владимира Максимова: 699 мячей. Почувствуйте разницу. И задайтесь вопросом: если пафос и помпа - не для этих случаев, то для каких? Что такое в нашем понимании затертые слова - "популяризация спорта"? Неужели матчи "Москвы" и "Зенита" на "Стэмфорд Бридж"?
Сомневаюсь. Арендное время на лондонском стадионе можно купить, пусть и дорого. Мячи Обухова и Кашкарова не покупаются. Ни за какие деньги.