Это Англия!
В Москве пройдет фестиваль «Новое британское кино»

Назвать программу восьмого по счету Московского фестиваля британского кино, «новой» можно с изрядной натяжкой. Из одиннадцати привезенных в этот раз картин лишь одна выпущена в этом году, остальные датированы 2006-м годом и ранее. Так что значительную часть фильмов пытливые кинолюбители уже имели возможность посмотреть – какие-то недавно прошли в прокате, а иные даже вышли на DVD. Однако, и в этот раз есть зачем отправиться в «35 ММ».
Фестиваль открывает фильм Джулиана Джарролда «Джейн Остин» (кстати, прошлогодний фестиваль открывало его же творение «Kinky boots»). Роль выдающейся писательницы Джейн Остин сыграла Энн Хатауэй («Дьявол носит Прада»), а Джеймс МакАвой так вошел в роль ее возлюбленного, что на Каннском фестивале за свою работу получил специальный приз от дома Chopard.
Не менее интересной будет картина Андреа Арнольд «Красная дорога». Ее автор – дебютантка в большом кино, но уже имеет «Оскара» за короткометражный фильм «Оса». «Красная дорога» - первая из трех работ нового кинопроекта Ларса Фон Триера «Передовая линия» («The Advanced Party»), снятая в стилистике его «Догмы». С одними и теми же актерами, по одному и тому же сценарию. Фильм Арнольд уже получил массу кинонаград, в том числе «Приз жюри» в Каннах, награду «Карла Формана» от британской киноакадемии за «Лучший дебют», пять призов киноакадемии Шотландии, включая награду за «Лучший фильм», а также призы на фестивалях в Лондоне, Гётеборге, Майами и Монреале.
Снятая в истинно английском духе картина «Вера Дрэйк» (Vera Drake) перенесет зрителей в 50-е года двадцатого столетия, когда, казалось бы, «добрые дела» - помощь бедным девушкам, попавшим в непростую жизненную ситуацию, могли закончиться заключением под стражу. Социальная драма Майка Ли также обладатель невероятного количества призов и номинаций, среди которых три номинации на премию Оскар в категориях Лучший режиссер, Лучший сценарий, Лучшая актриса. Кроме того, фильм награжден огромным количеством международных премий, среди которых BAFTA (в трех номинациях), British Independent Film Award (в шести номинациях), премия гильдии киноактеров, Золотой лев Венецианского кинофестиваля и другие.
Еще одна глубоко социальная картина «Это Англия» («This is England») рассказывает о проделках английских скинхэдов. Работа режиссера Шэйна Медоуза («Башмаки мертвеца») получила две награды на British Independent Film Award («Лучший британский независимый фильм» и «Самый многообещающий дебютант» - Томас Тургуз) и Специальный приз жюри на Международном кинофестивале 2006 г. в Риме.
К категории «смотреть обязательно» стоит отнести фильм Нила Джордана 1992 года, названный в свое время одной из выдающихся картин британского кинематографа. Это еще одна художественная страница из вечной темы про суровые нравы боевиков ИРА, про верность данному слову и мужское взаимопонимание. Впрочем, сюжет этой культовой картины сумел вместить в себя не одно откровение.
Британцы по-прежнему успешно эксплуатируют стереотип, что туманный Альбион – главная музыкальная кузница планеты. Если на прошлогодний фестиваль привозили ленту про ныне почти забытого основателя группы «Роллинг Стоунз» Брайана Джонса («В Дурмане» / STONED), то в этот раз музыкальная часть состоит уже из двух картин, правда документальных. Это «Скотт Уокер – человек XXX века» («Scott Walker: 30 Century Man») Стивена Кижака и «Жить вечно» («Live Forever») Джона Дауэра. В первой ленте зритель услышит из первых уст рассказ о том, как творчество Уокера повлияло на Дэйвида Боуи, Брайана Ино, Стинга, Джонни Марра, Radiohead и т.д.. Во второй узнает о перипетиях становления и заката «бритпопа»: начиная с исторического концерта 1990 г. прародителей стиля – группы The Stone Roses и грандиозного шоу Oasis в Небуорт в 1996 г. до прихода к власти Тони Блэра в 1997 г. Здесь и Лиэм и Ноэль Гэллэгер из Oasis, 3-D из Massive Attack и Джарвис Кокер из Pulp и многие другие.