Берегись пешехода
Московские власти выделили один день для уличных театров
В субботу на Арбате и часть вечера в ЦПКиО происходил первый фестиваль уличных театров "Открытое небо".
Однажды в Праге, недалеко от Вацлавской площади, я увидела шпагоглотателя. Он церемонно вынимал клинок из чехла, протирал тряпочкой, подносил ко рту - тут я зажмуривалась, а когда открывала глаза, он уже вытягивал лезвие из горла и снова протирал тряпочкой. С тех пор, вспоминая о Праге, я всегда вспоминаю этого странного человека. Выступал он, кстати, в полной тишине - прохожие, завидев его, замедляли шаг и почтительно замолкали.
Не то у нас. Скоморохов с российских улиц прогнали еще при царе Алексее Михайловиче. И за последние 350 лет ситуация не слишком изменилась. В Москве уличных артистов гоняют даже на пешеходном Арбате - владельцы магазинов жалуются милиции, что собравшаяся толпа мешает нормальному ходу торговли. Сделать уличный театр частью столичной жизни задумала Нина Чусова, успешный театральный режиссер, чьи спектакли критики часто упрекают в балаганности. Но в этом случае это скорее комплимент. Госпожа Чусова вдохновлялась примером театральной олимпиады 2001 года, во время которой Вячеслав Полунин устраивал в саду "Эрмитаж" свои грандиозные карнавалы, и размышляла о том, как повторить этот праздник.
Первоначально афиша задуманного ею фестиваля уличного искусства не слишком отличалась от полунинской: были там и немцы, и французы, и российские уличные театры, чьи выступления зрители Эдинбурга и Авиньона видят гораздо чаще, чем московская публика. Однако к уличным мероприятиям (если только это не выступления фольклорных групп на День города) московские власти питают стойкую нелюбовь - сразу начинают вспоминать о ходынке и прочих нежелательных последствиях. Поэтому даты и место проведения фестиваля столько раз менялись, что европейские знаменитости, чей график расписан на годы вперед, отпали, программа оказалась урезана до одного дня, в течение которого на Арбате выступали российские, украинские и эстонские уличные артисты, а с наступлением сумерек известные московские перформеры "Огненные люди" устроили свои пожароопасные игры у фонтана в парке Горького.
Перед началом карнавального шествия на Арбате Нина Чусова жаловалась корреспонденту Ъ: "В префектуре мне сказали: 'А зачем это надо? Это не в наших традициях, Россия -- зимняя страна, народ наш не станет это смотреть! И что - вы денег за просмотр брать не будете?!' Они не могли в это поверить, но это правда -- с публики мы денег не берем. Все коллективы выступают у нас за копейки, по-настоящему мы смогли оплатить им только дорогу. Но ничего - в следующем году я надеюсь изменить ситуацию, привезти в Москву немцев, французов и совершенно очаровательных бельгийцев. Мы еще будем не хуже Авиньона!"
Вопреки опасениям префектуры толпа на Арбате собралась очень мирная, покорно и весело сопровождала клоунский парад, во время которого по улице прошествовали на ходулях артисты евпаторийского театра "Шоу великанов", клоунский пожарный оркестр, окатывавший зазевавшихся из пульверизаторов, и шустрые ведьмочки, так и норовившие стукнуть кого-нибудь мокрым веником. Когда шествие закончилось, на эстраду вышла Нина Чусова и пообещала зрителям лекцию о площадном искусстве. По законам этого самого площадного искусства клоуны из Московской драматической группы согнали ее со сцены и устроили балаганный спектакль "Блоха", лучше всякой лекции иллюстрировавший особенности уличного искусства: то, что в обычном театре смотрится примитивным и фальшивым, под открытым небом кажется милым, смешным и ненатужным.
Самым эффектным на фестивале стало выступление эстонского театра "Королевский жираф" с по-европейски изысканным пластическим номером, самым забавным - "Шоу великанов", артисты которого владеют ходулями как частью собственного тела. А самым неожиданным -- финал, когда зрителям раздали воздушные шары и вышедшая на эстраду Нина Чусова предложила отпустить их, загадав желания. Когда сотни шаров перекрыли небо, дети, сидевшие на плечах у пап и втихаря выщипывавшие перья из костюмов артисток, и даже папы, до этого шептавшие: "Может, уже пойдем?!", и сами клоуны, успевшие переодеться в обычных людей,- все вдруг начали визжать и тянуть руки к небу. А шарики дисциплинированно улетели.