Митрополит Кирилл объявил церковную пятилетку
Воссоединение русской и зарубежной церквей займет пять лет
Глава внешнеполитического ведомства Русской православной церкви (РПЦ) митрополит Кирилл вчера заявил, что объединение Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ) и Московского патриархата завершится через пять лет. За это время предстоит перевести церковное имущество РПЦЗ, находящееся в России, в ведение епархий РПЦ. Однако вместе с позитивными процессами у церкви появились и проблемы: по словам митрополита, "некими силами предпринимаются попытки накануне выборов отстранить ее от участия в общественной жизни".
Председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл вчера сообщил, что процесс воссоединения РПЦ и РПЦЗ окончательно завершится через пять лет. "Мы взяли пятилетний период трансформации",- заявил митрополит Кирилл. "Речь идет о административных процессах",- пояснил консультант переговорной комиссии РПЦЗ иерей Николай Савченко. По его словам, после объединения надо урегулировать вопрос с юрисдикцией российских приходов. "В течение пяти лет все приходы Зарубежной церкви на территории России должны будут перейти под юрисдикцию архиереев РПЦ,- сообщил отец Николай.- До этого времени, в так называемый переходный период, управлять этими приходами будет иерарх РПЦЗ епископ Ишимский и Сибирский Евтихий, которого назначили викарием (помощником) патриарха Алексия II". Иными словами, все церковное имущество РПЦЗ, которое она имеет в России, в течение пяти лет перейдет в ведение епархий РПЦ.
Напомним, что 17 мая 2007 года в храме Христа Спасителя первоиерарх РПЦЗ митрополит Лавр и патриарх Алексий II подписали канонический акт о воссоединении РПЦЗ с РПЦ. Воссоединению церквей предшествовал четырехлетний переговорный процесс, в ходе которого сторонам удалось сблизить позиции по проблемам сергианства (отношение к госвласти), экуменизма (движение за единство христианских церквей), а также отказаться от обоюдных имущественных притязаний. Подписав акт, Зарубежная церковь стала неотъемлемой частью РПЦ - правда, со статусом самоуправляемой церковной структуры.
Интеграционный процесс уже обернулся расколом внутри самой РПЦЗ. После подписания канонического акта недовольная часть священства отделилась от официальной Зарубежной церкви, создав Временное высшее церковное управление. Таким образом, началось формирование альтернативной Зарубежной церкви, которая может объединить до трети всех клириков, ранее входивших в РПЦЗ. Но даже несмотря на это, по словам митрополита Кирилла, в РПЦ удовлетворены итогами первых трех месяцев, прошедших после подписания акта о каноническом общении.
Однако, по словам митрополита, в последнее время у церкви вместе с позитивными процессами появились и новые проблемы. В частности, иерарх заявил, что "некие силы накануне выборов пытаются отстранить церковь от участия в общественной жизни". Такие выводы митрополит Кирилл сделал, основываясь на появлении в СМИ двух антицерковных писем - епископа Анадырского и Чукотского Диомида и ученых. Напомним, что в июне 2007 года епископ Диомид потребовал от Алексия II "не поддерживать существующую демократию, так как богоугодной властью может быть только монархия". А в июле ряд российских ученых обратились к президенту России с письмом, в котором обвинили РПЦ во вмешательстве "во все сферы общественной жизни" и в "клерикализации страны".
"Эти два обращения - звенья одной цепи,- заявил митрополит Кирилл.- Это было специально инспирировано отдельными политическими группами в преддверии выборов". По его мнению, церковь накануне выборов пытаются изолировать от общественной жизни, загнать в гетто". При этом иерарх высказал готовность вступить в диалог с учеными.
"Никто не преследовал цели загнать церковь в гетто,- заявил один из авторов письма ученых, академик РАН Андрей Воробьев.- Наше письмо направлено не против церкви, оно предупреждает власть, что некоторые действия церковнослужителей противоречат Конституции". При этом он призвал прекратить начатую дискуссию, которая, по его мнению, ведет российское общество к расколу.