Ты записался в кандидаты?
Оппозиция выдвинула уже шестого претендента на пост президента России, а Кремль держит паузу
Хотя до выборов президента остается еще более 8 месяцев, процесс выдвижения кандидатов на главный в стране пост стремительно набирает обороты. Однако тех, кто действительно может одержать победу, немного. "Каждый из них может победить", - сказал в минувшую пятницу помощник президента Игорь Шувалов о первых вице-премьерах Сергее Иванове и Дмитрии Медведеве, многозначительно добавив, что "позднее в этом году "общество может узнать "еще об одной возможной фигуре".
Тем временем оппозиция без устали повторяет, что ей нужен единый кандидат, но количество этих "единых кандидатов" все растет. В субботу к ним добавился лидер "Яблока" Григорий Явлинский, решение о его выдвижении принял заседавший в подмосковном поселке Московский федеральный совет партии. Правда, во время обсуждения возникло предложение убрать из резолюции об участии партии в президентских выборах фамилию именно Явлинского, но за это проголосовало менее десяти человек.
Раскручиваются все
"Это не выдвижение, а политическое решение", — успокоил соратников лидер "Яблока". При этом Явлинский не исключил, что его партия будет обсуждать вопрос о едином кандидате с другими политическими силами. "Мы вполне будем это обсуждать, но именно кандидата от демократических сил, а не от всякой оппозиции, лишь бы какой", — отметил он.
"Лишь бы какой" он, в частности, считает "Другую Россию". Ей на субботнем съезде "яблочники" уделили много времени и даже приняли резолюцию, в которой назвали коалицию Каспарова и Лимонова "типичным большевизмом, при котором цель оправдывает средства, а высшая цель — это власть". "С точки зрения борьбы за демократическое будущее России такой подход неприемлем и опасен, он неизбежно ведет к поражениям", — говорится в документе. Саму же организацию и ее лидеров было решено считать своими противниками. При этом Касьянов в "черный список" противников не попал.
— В последнюю минуту я не написал Касьянова потому, что он сказал, что больше не будет ходить на эти "марши", — объяснил Явлинский и рассказал трогательную историю о том, как, начиная свою общественно-политическую деятельность, экс-премьер хотел вступить в "Яблоко" и даже его возглавить. — Ему сказали, что со вступлением в "Яблоко" нет никаких проблем, а что касается "возглавить партию", то это тоже не исключено, но здесь вопрос съезда и прочее и над этим надо поработать.
Правда, "поработать" не пришлось. По словам лидера "Яблока", Касьянов "никого не предупреждая, решил купить партию, которая называется ДПР. И это закончилось таким пшиком". Больше Явлинский никаких переговоров с Касьяновым вести не намерен. В том числе и по поводу единого кандидата. "Сегодня этот вопрос не обсуждается", — отметил он. Впрочем, есть среди демократов те, кто готов лидера "Яблока" на выборах поддержать.
Кроме Явлинского уже выразили желание представлять оппозицию на выборах экс-глава ЦБ Виктор Геращенко, Михаил Касьянов, живущий в Британии писатель Владимир Буковский. Кроме того, ЛДПР намерена выдвинуть в кандидаты Владимира Жириновского, а КПРФ — Геннадия Зюганова.
— Кампания 2008 года рассматривается со стороны демократических лидеров как кампания для собственного раскручивания. Это демонстрация себя лично, — отметила "Известиям" зампред президиума НДС Ирина Хакамада.
По словам директора Международного института политической экспертизы Евгения Минченко, российская оппозиция слишком разнородна с точки зрения как идеологической, так и организационной. К тому же на политическом горизонте нет харизматической фигуры с высоким рейтингом. "Никакого шанса нет в принципе, выдвижение единого кандидата маловероятно", — заключил он.
В ожидании Главного Сергей Иванов и Дмитрий Медведев считаются сейчас главными претендентами на звание кандидата от действующей власти. Это подтверждается не только их близостью к президенту, но и высокими рейтингами. Тем не менее эксперты не раз подчеркивали, что пока не следует безапелляционно говорить о том, что будущим президентом будет обязательно кто-то из этой пары. По сути в этом и был смысл заявления Шувалова.
— Люди говорят об этих двух возможных кандидатах, но мой президент может сделать еще один сюрприз, и, может быть, позднее в этом году вы, возможно, узнаете еще об одной возможной фигуре, — сообщил Шувалов. — У нас есть два активных человека, они занимают должности первых вице-премьеров с разными сферами ответственности. Они очень либерально настроены, хотя один из них и бывший офицер КГБ . Но говоря от себя лично, я думаю, что может появиться еще одна кандидатура.
Кроме того, Шувалов подтвердил, что Путин не будет вносить изменения в Конституцию и обязательно покинет пост президента после второго срока.
По мнению сопредседателя Совета по национальной стратегии Валерия Хомякова, заявление Шувалова, которое "было бы невозможно без санкции свыше", призвано "подсветить ту самую темную лошадку, которая, как все ожидают, появится накануне выборов". В последнее время эксперты называют примерно десяток возможных кандидатов в президенты помимо Иванова и Медведева: это и глава администрации президента Сергей Собянин, и спикеры обеих палат парламента, и губернаторы. Хомяков уверен, что все основания стать стать той самой темной лошадкой (уже, правда, не такой уж и незнакомой) есть у вице-премьера Сергея Нарышкина: "Шансы Нарышкина серьезные в силу разных обстоятельств. Во-первых, он близок к Путину, во-вторых, он не связан со спецслужбами, в-третьих, велико его влияние на политику, проводимую правительством".
Так или иначе, большинство экспертов сходятся во мнении, что третий возможный кандидат, о котором говорил Шувалов, уж точно не заявит о себе в этом качестве раньше осени, а вернее всего, это произойдет в декабре.
— Выдвигая фигуры, заставляя их показывать, что они умеют, Путин фактически формирует команду, которая будет управлять страной, — пояснил "Известиям" президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский. — В этой команде, однако, не будет такого бесспорного лидера, каким является сам Путин. Никто — Нарышкин, Иванов, Медведев, Якунин, Собянин — не может стать новым Первым, никто не может присвоить себе тот статус, который был у Ельцина и который сегодня есть у Путина. Просто глава государства — необходим, а вот второй лидер нации — невозможен.