Пора в лидеры
Российские компании готовы становиться крупнейшими в мире
Минувший год прошел в равном противостоянии российских и зарубежных компаний. Объем их сделок за пределами России и внутри страны оказался примерно одинаковым. Но при этом отечественные компании впервые замахнулись на глобальное лидерство в своих отраслях. Их оппонентам из-за рубежа такой возможности не предоставлено — флагманы российского бизнеса пришельцам не продаются.
Боевая ничья
Объем российского рынка слияний и поглощений продолжает расти. По данным проекта Mergers.ru, за январь — сентябрь 2006 г. таких сделок с участием российских компаний было совершено на сумму $38,8 млрд — на 28% больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом общий объем покупок отечественных компаний за рубежом был сопоставим с активностью иностранных компаний в России — по данным Mergers.ru, 11% и 15% соответственно. Годом ранее разрыв был трехкратным — $2,3 млрд против $6,7 млрд.
Российские компании становятся одними из крупнейших инвесторов в мире. Агентство The Economist Intelligence Unit (EIU) недавно подсчитало, что в 2005 г. российские предприниматели потратили на скупку зарубежных активов $120 млрд. Больше инвестировали за рубеж только Гонконг — $470,5 млрд и Британские Виргинские острова — $123,2 млрд.
Меняется и характер “экспортных” сделок. Если раньше российские компании интересовались исключительно скупкой активов из второго, а то и третьего эшелонов, то теперь они ищут возможности объединения с мировыми лидерами в своих отраслях.
Начало этому процессу в июне положили “Северсталь” и НЛМК. Когда пару лет назад владелец первой Алексей Мордашов объявил, что задача его компании — войти в пятерку крупнейших производителей стали в мире, мало кто мог предположить, что эта цель может быть достижима в короткие сроки. Реальность превзошла все ожидания. В начале этого года крупнейшая сталелитейная компания мира Mittal Steel объявила о намерении поглотить своего главного конкурента — Arcelor. В поисках “белого рыцаря” менеджеры Arcelor обратились к российским компаниям. Весной они вели переговоры об альянсе с НЛМК, но безуспешно. Мордашов же сумел договориться с Arcelor о слиянии: за 90% акций “Северстали” и 1,25 млрд евро он должен был получить 32,2% европейской компании и стать ее крупнейшим акционером. В мае Мордашов и гендиректор Arcelor Ги Долле торжественно объявили о сделке. Но они недооценили соперника: Mittal Steel удалось “перебить” предложение Мордашова, и Arcelor достался ей. Сделку пытался спасти Роман Абрамович, чья Millhouse Capital летом купила 41% акций группы “Евраз”. Он предложил Мордашову вместе сделать предложение о выкупе 100% акций Arcelor. Такая оферта в тот момент позволяла российским предпринимателям одолеть Mittal. Мордашов это предложение отверг.
То, что не получилось у Мордашова, под силу хозяину “Русала” Олегу Дерипаске. Осенью он договорился с Glencore и владельцами “Суала” объединить алюминиевые активы. В Объединенной компании “Российский алюминий” Дерипаске будет принадлежать 66% акций. Сделка будет закрыта к апрелю, и новая компания станет крупнейшим производителем глинозема и алюминия, оттеснив нынешнего лидера — Alcoa на 2-е место.
На достигнутом российские металлурги останавливаться не намерены. “Российский алюминий”, капитализация которого уже сейчас оценивается в $25-30 млрд, в следующем году может разместить свои акции на биржах. Став публичной, компания сможет приобретать конкурентов не только за деньги, но и за акции.
Продолжат экспансию и сталелитейные компании. В начале 2007 г. должна быть закрыта сделка по покупке “Евразом” американской Oregon Steel Mills за $2,3 млрд. Сотрудник одной из сталелитейных компаний прогнозирует, что наибольшим спросом у металлургов будут пользоваться активы в Европе и США. Ведь их приобретение позволяет убить сразу двух зайцев — увеличить производство продукции с высокой добавленной стоимостью и получить доступ к клиентам.
Медлить с такими сделками никто не будет, ведь активы дорожают с каждым днем, говорит совладелец одной из металлургических компаний. “Наши металлурги будут пытаться повторить попытку слияния с крупной металлургической компанией, чтобы стать совладельцами транснационального холдинга, — уверен он. — Металлургический рынок постоянно преподносит сюрпризы, поэтому такой альянс может сложиться в любой момент”.
Реконкиста
Нефтяники, первыми проторившие дорогу за пределы России, в нынешнем году громкими сделками не отметились. Лишь “Лукойл” объявил о приобретении у своего партнера — ConocoPhillips сети заправок в нескольких странах Восточной Европы. В отличие от металлургов нефтяникам нет нужды скупать все и вся за пределами страны, отмечает директор аналитического департамента Банка Москвы Кирилл Тремасов: “Главный актив нефтяных компаний — запасы, а ресурсная база в России огромная”. Нефтяникам, по его мнению, имеет смысл покупать за рубежом перерабатывающие активы. Но их стоимость за последние годы многократно выросла: “Продавать их никто не стремится, а претендентам на покупку нет числа”. Из российских компаний об интересе к НПЗ объявляли “Лукойл”, “Роснефть”.
Зато внутри страны российские компании, прежде всего государственные, теснили иностранцев. После атаки Росприроднадзора и прокуроров на проект “Сахалин-2” его инвесторы — Shell, Mitsui и Mitsubishi согласились уступить контроль “Газпрому”. На прошлой неделе было объявлено о покупке монополией 50% плюс 1 акция в проекте “Сахалин-2” за $7,5 млрд (кроме того, $3,6 млрд из расходов иностранных инвесторов не будут компенсированы государством). Тремасов уверен, что в 2007-2008 гг. следует ожидать еще одной крупной сделки: “Газпром” или “Роснефть” выкупят доли российских акционеров в ТНК-BP, прогнозирует он.
Встречное течение
Государство по политическим мотивам ограничивает экспансию зарубежных компаний в промышленность, фактически признав ее сферой стратегических интересов России. Поэтому иностранцы вынуждены искать другие объекты для покупок. Особенно активной в уходящем году была их экспансия в автопроме, финансах и девелопменте.
В прошлом году о намерении построить свой завод в России объявила Toyota. В нынешнем к ней присоединились Nissan, GM и Volkswagen. Площадки для своих производств ищут Mitsubishi, PSA Peugeot Citroen и множество китайских компаний. Руководитель подразделения Ernst & Young Иван Бончев ожидает, что к 2009-2010 гг. в России будет производиться 800 000-1 млн иномарок. Но и без сборки продажи новых иномарок растут лавинообразными темпами. В нынешнем году они впервые могут преодолеть отметку в 1 млн автомобилей. Доля “АвтоВАЗа” к 2010 г. снизится с нынешних 33,5% до 25%, даже если заводу удастся увеличить производство с 700 000 до 1 млн автомобилей в год, прогнозирует Бончев.
Иностранные банки устроили настоящую охоту за российскими. Год начался с приобретения Raiffeisen Bank Импэксбанка за $550 млн. Летом Societe Generale выложил $620 млн за 20% минус 1 акция Росбанка и получил опцион на доведение своего пакета до контрольного за $3 млрд. Небольшой Оргрэсбанк за $380 млн перешел во владение скандинавской Nordea, Инвестсбербанк — венгерскому OTP за $450 млн. Конец года был отмечен еще двумя крупными сделками: итальянский UniCredit заплатил $424 млн за “Атон”, а Morgan Stanley приобрел Городской ипотечный банк.
Иностранцев манит в Россию бум потребительского кредитования, отмечает первый зампред совета директоров Альфа-банка Олег Сысуев. Последние годы объем выданных населению кредитов удваивался. По данным ЦБ, за девять месяцев долг граждан перед банками вырос на 53% до 1,8 трлн руб. А вот с промышленными клиентами из второго и третьего эшелонов иностранцы пока побаиваются работать, констатирует Сысуев, но через несколько лет придут и в этот сегмент.
В уходящем году иностранцы стали активнее вкладывать в строительство. Coalco Василия Анисимова договорилась с арабской Dubai Group на паритетной основе строить новый город “Большое Домодедово” (инвестиции оцениваются в $11 млрд). На 18 000 га земли под Москвой планируется построить 12 млн кв. м жилья, торговых центров и социальных объектов. Израильская Industrial Buildings Corporation инвестирует более $1 млрд в строительство около 1 млн кв. м жилья и коммерческой недвижимости в Санкт-Петербурге. Британский фонд Raven Russia вместе с российской группой “Авалон” собираются строить 1 млн кв. м складских помещений за $775 млн. По данным Jones Lang LaSalle, с января по сентябрь в российскую коммерческую недвижимость вложено $2,8 млрд, что в 10 раз больше, чем за аналогичный период прошлого года. Все дело в значительном укрупнении проектов, говорит партнер консалтинговой компании Knight Frank Андрей Петров. В результате россиянам потребовались профессиональные партнеры, добавляет владелец девелоперской компании. (В подготовке статьи принимали участие Мария Рожкова, Василий Кудинов, Глеб Столяров, Антон Филатов.)