Постолимпийский синдром
Почему после Турина российские спортсмены сдали свои позиции
С окончанием марта сезон в зимних видах спорта можно считать практически завершенным. Осталось провести всего один чемпионат мира, правда, очень важный для нас – по хоккею, который к тому же состоится в Москве. Но этот турнир кардинально не повлияет на итоги спортивной зимы-2006/2007. Попробуем понять, каким получился первый постолимпийский сезон для российских атлетов и каковы их перспективы.
Для первого постолимпийского сезона всегда характерен некоторый спад результатов. Многие чемпионы, достигнув желанной вершины, уходят из большого спорта или берут паузу. А для того, чтобы появилась достойная смена, нужно время. Именно так произошло в большинстве зимних видов с российскими спортсменами в сезоне-2006/2007. Если сравнивать таблицы последних чемпионатов мира с туринскими Играми, то медалей мы недобрали. Но если с позиций минувшей зимы заглянуть в ближайшее будущее, то общая тенденция к прогрессу – где-то бурному, где-то не очень – просматривается во многих дисциплинах.
Отряд не заметил потери бойца
В отношении спортивного будущего никогда нельзя употреблять фразу «все в порядке». Пример фигурного катания доказывает, как быстро ситуация из «шоколадной» может превратиться в другую схожую по цвету субстанцию. Впрочем, к самому популярному в России зимнему зрелищу мы еще вернемся, а пока поговорим о тех видах спорта, где у нас, скажем так, меньше поводов для волнений. К ним, например, относится бобслей. Сразу поясним, что мужской. Есть еще и женский, но там у россиянок пока еще очень большой оперативный простор для прогресса. Поначалу казалось, что сезон в мужском бобслее будет катастрофическим – травма ахиллова сухожилия подкосила лидера нашей сборной Александра Зубкова, пилота серебряного экипажа Турина в состязаниях бобов-четверок. Но не тут-то было. Отряд, что называется, не заметил потери бойца – на первый план вышел Евгений Попов, находившийся до этого в тени. Под его управлением наш квартет вновь, как и в предыдущие два года, завоевал Кубок мира. Были, правда, у Попова локальные неудачи – так, на чемпионате мира в Санкт-Морице медаль ему завоевать не удалось, да и на заключительном кубковом этапе первое место в общем зачете стоило ему большой нервотрепки. Но в целом ситуация обнадеживающая. И крайне интересно, что произойдет, когда в строй вернется Зубков. По предварительной информации, уже в мае он должен возобновить тренировки.
Из грязи в князи
Благоприятно для нас сложился минувший сезон в керлинге и сноуборде. Причем в отличие от бобслея именно в женской их части. Сборная российских красавиц по «шахматам на льду» (хотя это больше похоже на игру в «чапая») этой зимой оказалась в числе главных ньюсмейкеров. Если раньше отечественных керлингисток ценили в Европе только за внешние данные, то теперь пришлось признать и их мастерство. Наша команда во главе со скипом (капитаном) Людмилой Прививковой выиграла золотые медали чемпионата континента и вышла, таким образом, на совершенно новый статусный уровень. В российских СМИ валом пошли статьи о керлинге. Увы, миновав огонь и воду, испытание медными трубами сборная не выдержала. На чемпионат мира в Японию девушки приехали в качестве претенденток на награды, но не смогли даже выйти в плей-офф. Тем не менее уверенность в перспективах этой команды осталась. Как и надежда на дальнейший рост Екатерины Тудегешевой, нашей первой чемпионки мира в сноуборде. Наконец-то массовое увлечение «доской» российской молодежью дало результаты. И это, не исключено, только начало – на подходе ряд талантливых юниоров. Успехи в керлинге и сноуборде радуют еще и потому, что мы поднимаем новые для нас виды спорта.
Кстати, небходимо упомянуть и о прогрессе в скелетоне. Здесь у нас тоже появился спортсмен, уже сейчас готовый претендовать на призовые места всех крупнейших международных турниров, несмотря на то, что ему всего 21 год. Это Александр Третьяков, занявший в минувшем сезоне третье место в общем зачете Кубка мира. Специалисты называют его уникумом. В скелетоне, как и в санях, крайне редки ситуации, когда спортсмены добиваются заметных успехов в столь молодом возрасте. Взять, например, того же Альберта Демченко. Он «созревал», как коньяк, год за годом, прежде чем стал в санном спорте одним из лидеров. Им же, к слову, и является, просто минувший сезон для серебряного призера Турина стал по различным причинам не слишком удачным. Нет сомнений в том, что на Олимпиаде в Ванкувере, да и на предшествующих ей стартах, Демченко будет бороться за «золото».
Чужие на празднике жизни
Жуть как обидно, когда мы теряем позиции в самых что ни на есть «наших» видах. Таких, как фигурное катание. Всего через год после триумфа в Турине мы стали чужими на этом празднике жизни. Минувший сезон оставил ощущение какой-то нереальности происходящего. С одной стороны, бешеный всплеск популярности фигурного катания в стране, все эти «звезды» и «танцы» на льду, дефицит коньков в спортивных магазинах. И с другой – полный провал на международных турнирах. Впервые с тысяча девятьсот мохнатого года отечественные мастера конька вернулись с чемпионата мира без единой медали. Однако у любого парадокса есть свои причины. Бездарная политика Федерации фигурного катания России привела к совершенно бедственной ситуации в школах и, как следствие, массовому отъезду наших специалистов за рубеж. Это произошло не вчера, и в принципе медальный крах предрекали последние лет пять. Но конец удавалось оттягивать усилиями отдельных гениальных фигуристов и тренеров. И все же медный таз прилетел на нашу голову. Кто ответит за его явление российскому народу – непонятно. Президент ФФКР Валентин Писеев – из когорты крепко сидящих в кресле чиновников, которых возможно сместить только решением сверху, как это было с футбольным и хоккейным начальниками (соответственно Вячеславом Колосковым и Александром Стеблиным).
Лыжами на те же грабли?
Тем не менее называть безнадежной ситуацию с нашим фигурным катанием было бы глупо. Очевидно, что новое поколение когда-нибудь придет на смену чемпионам, вопрос только – как скоро. Вот, например, в биатлоне мы после Олимпиады тоже разом потеряли практически всю женскую сборную. Наши спортсменки, постоянно находившиеся в числе претенденток на награды, ушли из большого спорта – кто временно, кто насовсем. И все же ощущения провала по итогам нынешнего сезона нет. Резерв сработал, может, и не блестяще, но достойно. Ряд приличных результатов показала Наталья Гусева. На чемпионате мира она завоевала «бронзу» в спринте и пришла к финишу четвертой в двух других гонках. Были отдельные успехи у Ирины Мальгиной, Татьяны Моисеевой и Екатерины Юрьевой. Что же касается наших биатлонистов-мужчин, то они сезон провели вообще, можно сказать, на твердую «четверку». Всем запомнилась блестящая эстафета на чемпионате мира, где наши ребята своих главных соперников, немцев и норвежцев, что называется, порвали на британский флаг. Максим Чудов завоевал «серебро» на чемпионате мира в гонке преследования. Наконец, сразу трое россиян – Иван Черезов, Дмитрий Ярошенко и Николай Круглов – вошли в десятку сильнейших по итогам Кубка мира. Вот только беспокоит раздрай в российском биатлоне. Не будем сейчас заниматься рассуждениями на тему кто прав, кто виноват в конфликте президента Союза биатлонистов России Александра Тихонова с рядом действующих и бывших спортсменов и тренеров. Просто пожелаем, чтобы в будущем у президента Олимпийского комитета России Леонида Тягачева не было повода публично называть ситуацию в отечественном биатлоне «бардаком», как это произошло после отчетно-выборной конференции СБР.
На самом деле это слово скорее применимо к ближайшему собрату биатлона – лыжным гонкам. Нет, результаты, которые показали российские спортсмены в постолимпийском сезоне, можно вполне считать удовлетворительными. Блестяще проявила себя на чемпионате мира Ольга Завьялова, отлично выступал весь год Александр Легков, занявший второе место в общем зачете Кубка мира. Да, несколько сдал Евгений Дементьев, но после триумфа на Олимпиаде и всех последовавших за ним приятных обстоятельств это объяснимо. А вот чему нет объяснения, так это тому, что мы в который раз наступаем на одни и те же грабли. Сколько ни говорится о необходимости кардинального усовершенствования работы спортивных врачей, воз, похоже, и ныне там. Снова на чемпионате мира у наших лыжников были проблемы с повышенным содержанием гемоглобина. Из-за них тот же Дементьев не смог стартовать в дуатлоне, где был фаворитом. И, наконец, получили очередной допинговый скандал – на сей раз с Сергеем Ширяевым. Как должен чувствовать себя болельщик, когда на его глазах спортсмена сначала называют открытием сезона, восходящей звездой, а затем безжалостно карают и заодно дисквалифицируют его тренера (Анатолия Чепалова)? Тем более что Международная федерация лыжного спорта официального вердикта по «делу Ширяева» еще не выносила и в отличие от российской собирается в его деталях разобраться.
Бедные родственники
Целый ряд зимних видов спорта, если судить по результатам, остается в России в проблемном состоянии. Это горные лыжи, двоеборье, шорт-трек, в меньшей степени – прыжки с трамплина. Летающие лыжники в минувшем сезоне опять ничего не выиграли, но тем не менее ощущения безнадеги своими выступлениями не оставили. На чемпионате мира даже немного потрепали нервишки фаворитам. В общем, работа немецкого тренера Вольфганга Штайерта видна, и результаты в этом виде спорта, хочется верить, непременно будут. Думается, решающий скачок может произойти после того, как в России начнут появляться современные центры подготовки. Без трамплинов, извините за банальность, далеко не улетишь. К счастью, эту простую истину еще раньше поняли в конькобежном спорте. Там без катков далеко не уедешь, и теперь, к счастью, у российских скороходов есть возможность оттачивать мастерство на Родине, на льду трех современнейших крытых конькобежных комплексов – в Москве, Челябинске и Коломне. Колоссальное материально-техническое отставание от конкурентов мы, таким образом, потихоньку отыгрываем. Пусть заметными достижениями после ухода Светланы Журовой и Дмитрия Дорофеева похвастаться не можем, но и стыдиться нечего. В отличие от многострадальных горных лыж. Ситуацию здесь можно назвать одним словом – пустота. Руководство этого вида спорта пошло по пути коллег-трамплинистов и также пригласило консультировать сборную иностранного специалиста – австрийца Бернда Цобеля. Но результатов, как и следовало ожидать, пока ноль. Шорт-трек у нас давно находится в положении бедного родственника. Там в сборную России сначала вызвали китайского тренера, а затем хотели попросить соседей из Поднебесной поделиться спортсменами. У самих, мол, не хватает, страна слишком маленькая, да и лидеры команды, Татьяна Бородулина и Нина Евтеева, по разным причинам ушли. Правда, потом арендовать китайцев передумали. Президент Федерации шорт-трека России, небезызвестный Геннадий Бурбулис, заявил, что он категорически против «легионеров» в сборной.