Капли смерти
Окулиста обвиняют в ошибке, стоившей жизни пациентке
"Газете" стали известны подробности трагической смерти 61-летней Раисы Некировой, произошедшей в Наро-Фоминском районе Подмосковья. Женщина умерла после визита к врачу-офтальмологу поликлиники поселка Киевский.
Раиса Некирова никогда не жаловалась на зрение, хотя всю жизнь проработала сварщицей. Инвалидность ей дали в 2001 году по диагнозу "бронхиальная астма". Поэтому все принимаемые ею лекарства и ингаляторы имели четкую антибронхиальную направленность.
29 января она неожиданно почувствовала резь в глазах. Пошли слезы, и Раиса Николаевна решила отправиться в поселковую поликлинику к окулисту. До этого приема она никогда не виделась и не общалась с этим врачом. Но медицинская карта, которую необходимо иметь на любом приеме у врача, была у Некировой с собой. По записям в медкарте офтальмолог Людмила Заболотнева была просто обязана определить, какие лекарства пациенту можно принимать, а какие нет. Почему она этого не сделала, следствию еще предстоит выяснить. Но факт остается фактом. Игнорируя первую страницу медкарты, где диагноз "бронхиальная астма" написан крупными буквами и обозначен положенным в таких случаях "треугольником", после осмотра Некировой врач выписала препарат окумед (0,5%) и закапала женщине лекарство тут же в кабинете - по одной капле на каждый глаз. И пока пациент ждал действия препарата, Заболотнева собственноручно сделала запись в медицинской книжке о введении лекарства.
О дальнейших событиях "Газете" рассказал двоюродный брат Раисы Андрей Шичкин. Раиса Николаевна заменила ему рано умершую родную мать: с детства заботилась о нем, учила ходить и говорить. В общем, роднее человека, по словам Андрея, у него нет.
"Заболотнева сказала, что минут через сорок лекарство должно подействовать, и попросила подождать в коридоре, - говорит Андрей. - Раиса решила подняться на третий этаж поликлиники, там в массажном кабинете работает ее сноха. Уже в коридоре Раисе стало плохо. Ингалятор не помог, ей стало жарко, и через 15 минут после закапывания окумеда она потеряла сознание".
Несмотря на то что в поликлинике было много врачей, сразу бросившихся на помощь, сделать что-то было очень сложно. Ведь окумед для астматиков - практически верная смерть. Безвредный для здоровых людей, у больных астмой он может заблокировать работу сердца. К тому же во всей поликлинике, по словам Андрея Шичкина, не нашлось ни одного ящика так называемой первой помощи. Искусственным дыханием рот в рот удалось запустить сердце. Раиса Николаевна впала в кому. В этом состоянии ее доставили в отделение реанимации, где она пролежала два дня. Несмотря на все усилия медиков, привести в сознание ее так и не удалось. Утром 1 февраля сердце остановилось.
"Вы можете представить мое состояние, - говорит Андрей Шичкин, - в одночасье потерять близкого человека. И тем не менее я готов был простить врача: от ошибок никто не застрахован. Но за все это время Заболотнева так и не пришла к нам. После похорон я сам отправился в поликлинику. Мне сказали, что Заболотнева сегодня не работает. И тогда я попросил передать ей, что если в течение 10 дней она не придет, я добьюсь, чтобы она не работала больше врачом. К тому времени у меня на руках уже были копии медицинской книжки, заключение врачей и акт экспертизы, который провели по моей просьбе в морге. И даже для мало разбирающегося в медицине человека по ним было ясно, что смерть наступила в результате неправильно введенного препарата".
Ни через 10, ни через 15 дней Людмила Заболотнева не нашла возможности извиниться перед семьей Некировой, хотя продолжала работать в той же самой больнице в той же самой должности. И тогда Алексей Шичкин обратился в Наро-Фоминскую городскую прокуратуру.
"Налицо все признаки уголовно наказуемого деяния, - сообщил "Газете" следователь прокуратуры Евгений Репин. - Действия врача Заболотневой подпадают под статью 109, часть 2 (причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей) УК РФ. Согласно этой статье, обвиняемой грозит тюремное заключение сроком до трех лет. И по этой же статье человек лишается права заниматься определенной деятельностью, в данном случае медицинской. Проверка по делу нами закончена 13 марта, и уголовное дело в самое ближайшее время будет передано в суд".
В поликлинике поселка Киевский ситуацию комментировать отказались. "У нас и так не хватает врачей. А Заболотнева работала на полставки. Кто теперь пойдет за этот оклад сюда в окулисты?" - только лишь сказали в регистратуре.
Врача Людмилу Заболотневу родственники погибшей до сих пор не видели. "Честно говоря, и не хочу с ней видеться, кроме как в суде, - сказал Андрей Шичкин. - Пусть ее не сажают, но запретят лечить людей раз и навсегда".