Любовь девушки к самолетам и автоматам
Компания Тины Канделаки «Апостол» хронически выигрывает тендеры на оказание pr-услуг госкомпаниям. Причины успеха – свои люди в госкорпорациях, прикрывающие грубейшие нарушения и обеспечивающие ей защиту в «конфликте интересов»
Есть такое PR-агентство или, как оно себя называет, Центр стратегических коммуникаций «Апостол». Хорошо известное широкому кругу узких специалистов. Почему специалистов? Да потому, что работает оно, в основном, с государственными структурами. И это понятно – бюджетные деньги всегда гарантированы. Тем более, когда один из совладельцев – Тина Канделаки.
С Тиной Канделаки основателям «Апостола» Василию Бровко и Олегу Берковичу повезло. Свою структуру они создали в 2008-м, но предложить рынку какие-то прорывные проекты у них никак не получалось. Пока не познакомились с Тиной. Та привела их на СТС, а с 2012 года в жизни «Апостола» появляются «Аэрофлот», «Ростех». Те самые большие и гарантированные доходы. Для «Ростеха» компания за 1,5 млн долларов проводит ребрендинг. А в 2012 году, с нарушением федерального законодательства и без проведения конкурса заключает с «Аэрофлотом» договор на 64 млн руб. В 2013-м компания Бровко-Берковича-Канделаки получает от перевозчика еще 27 млн рублей. На этот раз уже на продвижение бренда в социальных сетях. О причинах столь сокрушительных побед «Апостола» в борьбе за право получить хороший куш, коллеги по цеху сдержанно и сквозь зубы говорили так: «Апостол Медиа» за счет связей госпожи Канделаки и за счет большого опыта работы с правительственными организациями способен выигрывать подобные тендеры». Думаю, комментарии излишни. Как и за сколько выигрываются такие тендеры, знают все.
Правда, по делу о контракте с «Аэрофлотом» разгорелся серьезный скандал. Алексей Навальный, будучи членом Совета директоров компании, попросил предоставить комитету по аудиту авиаперевозчика информацию в том числе и по этой сделке. В ответ гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев запретил членам СД доступ к этим документам…
Но вернемся к государству и мужским игрушкам. К оружию. К бессмертному «Калашникову». В мае 2014 года Концерн «Калашников» (входит в «Ростех») размещает на сайте госзакупок информацию о том, что компания готова обновить бренд и сделать новый сайт за 40 млн рублей. Несмотря на убыток по итогам года 1,7 миллиарда. 20 миллионов за новый бренд и 20 миллионов за создание сайта. IT-компании бились в истерике – предложение из серии «так не бывает». Но сказка стала былью. Победителем стал… «Апостол». Он сделал новый бренд на 15 млн рублей. Правда, прожила продукция креативщиков Канделаки недолго. В декабре 2014 «Калашников» заявил об очередном ребрендинге…
Идею обновить фирменный стиль концерна за 40 млн руб сразу же поставил под сомнение Дмитрий Рогозин. Но на слова вице-премьера три апостола внимания не обратили. Как это говорят в Одессе, «имели мы вас в виду»? И правда, ведь на кону вполне себе симпатичные деньги.
Сама процедура победы «Апостола» в этом тендере стала еще более скандальной, чем история с 67 аэрофлотовскими миллионами. Сами закупки осуществлялись с нарушениями законов, а условия документации о торгах были составлены так, что ни о какой конкуренции речи быть не могло. Такая деталь: сам заказ на изготовление сайта был размещен трижды.
В первый раз победителем было признано ООО «Пленум-ДЭФА», предложившее наименьшую цену. Видимо, решение приняли по ошибке, потому что сразу после этого протокол был отменен, и концерн отказался от закупки, якобы для внесения изменений в техзадание.
На следующий раз главным условием выполнения работ являлся срок выполнения работ - 10 дней. При этом каждый из 6(!) этапов работ заказчик мог согласовывать до 10 дней, а за просрочку выполнения обязательств предусмотрена пени. Очевидно, что в таких условиях исполнитель должен, как минимум, быть глубоко знаком с заказчиком. Естественно, что большинство участников тендера направили претензии в адрес Концерна. И он… отказался от закупки.
Условия третьего «захода» были не менее странными. Так, участники тендера были обязаны иметь в штате охранников, а некоторые приложения, необходимые для составления заявки, просто отсутствовали в документации. В итоге контракт получил «Апостол». Как? Начальником отдела коммуникаций «Ростеха» на тот момент был некто…Василий Бровко. Правильно, он же, на момент объявления тендера и один из совладельцев «Апостола». Хотя уже и не генеральный директор. Вот такая нехитрая цепочка из серии «101 способ сравнительно честного отъема денег».
Административный ресурс Бровко-Канделаки позволил прокрутить схему с массой нарушений. Так, согласно действующему тогда положению о закупках (п.2. ст 21), концерн был вправе осуществлять закупки в форме запроса котировок только до 1 млн.рублей. Здесь – 20 млн. При проведении тендера к участию были допущены заявки только трех юрлиц, а заявку ООО «Пленум-ДЭФА», предложившего самую низкую цену (на 5 млн. рублей ниже цены победителя), к участию не допустили. Сам договор с ООО «Апостол» был заключен ОАО «Концерн «Калашников» без документального основания и без протокола проведения котировок.
Вряд ли можно сомневаться в том, что победу «Апостолу» гендиректор «Калашникова» Алексей Криворучко присудил сам, без участия Бровко. К тому же, в «Ростехе» компания Канделаки представлена не одним Василием Юрьевичем. Вместе с ним осваивает благодатную ниву коммуникаций и специалист по работе с иностранными партнерами ООО «Апостол» Екатерина Игоревна Баранова. Всего же, по оценкам СМИ, «Апостол» получил от разных подразделений госкорпорации порядка 118 млн рублей. Конфликт интересов и элемент коррумпированности налицо.
И еще. Как говорил Юлиан Семенов, информация к размышлению: победная цена в 15 млн за сайт превышает обычные цены на изготовление сайтов для госструктур в 64 (шестьдесят четыре) раза. Но ни Прокуратуру, ни Следственный Комитет подобные сюжеты почему-то не интересуют…
Непонятна пока и дальнейшая реакция на ситуацию со стороны Дмитрия Рогозина. На его прошлогоднюю критику «Апостол» никакого внимания не обратил. Неужели вице-премьеру, курирующему оборонку, так нравится, когда его «имеют в виду» на глазах у всей страны, да еще 27-летние (Бровко) мальчики? Хотелось бы услышать внятный ответ.