Референдум из-под палки
Оппозиция требует сохранить бурятскую автономию в Забайкалье

Сразу в трех столицах - российской Москве, бурятском Улан-Удэ и монгольском Улан-Баторе - прошли вчера акции протеста против слияния Агинского Бурятского автономного округа (АБАО) с Читинской областью, референдум по которому намечен на 11 марта. Процесс укрупнения регионов, запущенный Кремлем семь лет назад, заглох в других уголках России, но благополучно докатился до забайкальских степей.
Если в Улан-Удэ к акциям протеста присоединились активисты местных "Яблока", "Обороны" и "Объединенного гражданского фронта" (ОГФ), то в Москве у здания МИДа пикетировали в основном студенты и аспиранты - всего более 50 человек. Лозунги в руках участников, хотя буряты слывут спокойными людьми, были весьма эмоциональны. «Мы просто отстаиваем свои конституционные права. Не надо думать, что это касается только бурят. Сегодня нарушили наши права, завтра - ваши», - заявила корреспонденту «Газеты» одна из организаторов пикета Марина Сайдукова.
Власти объединяемых субъектов федерации обещают, что 70% жителей Агинского округа и 60% жителей Читинской области готовы идти на референдум, причем более половины из них проголосуют «за». Впрочем, пожелавший остаться неизвестным чиновник из администрации АБАО высказал корреспонденту «Газеты» тревогу, что после 11 марта округ лишится главного источника благосостояния - статуса неофициального офшора. С подачи депутата Госдумы от АБАО Иосифа Кобзона несколько московских компаний зарегистрировались в Агинском округе, получив значительные налоговые льготы.
Жалобы на нарушения зазвучали уже в ходе подготовки к референдуму. В начале февраля Читинский правозащитный центр (ЧПЦ) потребовал от прокуратуры возбудить уголовные дела в отношении властей области по статьям 286 «Превышение должностных полномочий» и 141 «Воспрепятствование осуществлению избирательных прав» УК РФ. В центр пожаловались журналисты, которым после «неправильных» статей о референдуме устраивали выговоры, а также сотрудница одного из райвоенкоматов, сообщившая, что ее коллективу была дана устная команда: в день голосования отчитаться в выполнении гражданского долга. Многие жители Читы признаются, что на работе им велено принести на следующий день после референдума «извещение» - справку, которую будут выдавать 11 марта на участках. Тех, кто не предъявит «извещение», руководство пригрозило лишить премий.